Адик Левин: “Деньги и ответственность – вот чего не хватает чахнущему здравоохранению Эстонии”

Предыдущий год оказался для меня достаточно трудным. Возникли проблемы со здоровьем, и весьма серьёзные, но благодаря помощи многих коллег сейчас чувствую себя достаточно хорошо. Рад снова реагировать на адресованные мне вопросы об организации нашего здравоохранения.

Ответы не могут быть однозначными. Разумеется, критиковать надо очень осторожно. Наши семейные врачи выполняют сложнейшую работу и потому хочу не критиковать их, а порассуждать о системе первичного уровня оказания врачебной помощи. А поскольку я – детский врач, то, прежде всего, затрону тему оказания педиатрической помощи, которую тотально загубили у нас в памятные 90-е годы.   

Семейный врач стал диспетчером с высшим образованием

В то время политики почему-то задались целью уничтожить систему первичной врачебной помощи детям, чтобы как можно быстрее перевести её на западную модель. Многие мои коллеги в Германии и Франции считали недопустимым ликвидацию существовавшей у нас системы педиатрии, так как её организационное строение было лучше западной. Но нет, именно стремление догнать и усвоить опыт Запада стало у нас преобладающей. Результат таков, что визиты на дом врачей первичного оказания врачебной помощи, даже к детям, не осуществляются. Ситуацию пытается выправить Таллин, где создаются возможности для домашних визитов.     

Детские поликлиники исчезли, хотя создатели новой системы оказания врачебной помощи семейными докторами утверждали, что семейный врач на то и  семейный, что будет ближе к каждой семье. По идее это верно, но на практике этого не случилось. Позже наступило время, когда семейные врачи стали объединяться, создавая общие Центры здоровья, что по сути стало не полным, но возвращением к уничтоженной поликлинической системе оказания врачебной помощи. Несмотря на серьёзные проблемы рассматриваемой системы, доступ к семейным врачам вполне реален. Так, мой семейный врач – замечательный доктор.

Важнейшей проблемой оказания врачебной помощи первичного уровня, это бесчеловечная нагрузка семейных врачей. Её снижение за счёт увеличения числа докторов могло бы исправить ситуацию. Но это невозможно, так как кадрового резерва просто не существует. Круг замкнулся.       

Утверждаю, что труд семейных врачей сравним с ведром без дна. Задаю чиновникам вопрос, ну, сколько ещё можно его наполнять?

Ведь семейного врача сегодня можно сранивать с диспетчером, имеющем высшее образование. 

Попадание в больницу схоже на наказание шпицрутенами

Несколько мыслей и о врачах-специалистах (узкого профиля).  Тут система более положительная. В случае серьёзного заболевания в критический момент можно обратиться в Отделы экстренной медицины (EMO). Если ситуация не столь опасная, то семейный врач направляет пациента к врачу-специалисту. Иногда, по моим наблюдениям это делается достаточно часто, причём выясняется, сколь длинные (долгие) к ним очереди.

Когда же пациент всё-таки попадает к врачу-специалисту, то следуют порой и многомесячные очереди на исследования. Если семейный врач опытный и настойчив, то в случае подозрений, например, на онкологию, то исследования можно провести и раньше. Образно говоря, попадание пациента на лечение напоминает суровое армейское наказание прошлых веков, когда провинившегося прогоняли сквозь строй и стегали шпицрутенами.           

А в плохое советское время человека клали в больницу и сразу приступали к обследованию больного в рамках техническтих возможностей своего времени. Сегодня пациента тоже  отправляют в больницу, но крайне редко. Исправить положение могло бы введение порядка, согласно которому и семейный врач имел бы право отправлять пациента на серьёзные томографические обследования (КТ и MRT). Это сократило бы время на вынесение  окончательного диагноза.

Но ведь и среди врачей-специалистов наметился острый дефицит кадров. Вот часто спрашивают, почему царит тишина в послеобеденное время в современных Центрах здоровья, где семейные врачи оказывают поликлиническую врачебную помощь?

Увы, помещений достаточно, врачей-специалистов – не хватает.

Карусель со сменой министров и безответственность

Организация здравоохранения такова, какая она есть на данный момент. Каждая страна по-своему пытается улучшить ситуацию.    В утешение можно сказать, что, если кто-то считает положение в других государствах Европейского Союза лучше нашего, то это вовсе не так. Хвалёное здравоохранение западного мира показало свой истинный лик во время пандемии корона-вируса. Во многих богатых государствах оно рухнуло. У нас в то время было не без трудностей, но наша система здравоохрарнения выдюжила.     

Самая серьёзная проблема нашего здравоохранения – отсутствие ответственности. Карусель со сменой министров не прекращается. Говорят, что это – не проблема, так как их всегда подменяет канцлер. Но мой опыт показывает, что и на уровне канцлеров нынешняя система работает со сбоями.

К счастью, в нашей политической культуре назревает и нечсто положительное. Например, в Эстонии призывают привлечь к ответственности министра, при котором была введена нынешняя система работы семейных врачей. Не только финансовые проблемы, но и отсутствие ответственности привело к тому, к чему мы пришли в третьем десятилетии XXI века.   

Открыл для себя ещё один момент в организации нашего здравоохранения. У нас отсутствует институция, способная защищать права и потребности попавших в больницу, как детей, так и их родителей.

Доходы лечебниц важнее потребностей больного ребёнка? 

Как детский врач, наблюдал случаи, когда не принимается необходимое решение о переводе недоношенного ребёнка или новорожденного в ту больницу или отделение, где ему оказали бы подходящую и более квалифицированную помощь. Пациента хотят держать в своей больнице, как можно дольше, ради того, чтобы лечебное учреждение заработало больше денег. Детей оставляют в больнице также и из профессиональных соображений. Короче, состояние ребёнка, его потребности считаются второстепенными. Но для того, чтобы таких больных детей можно было бы лечить в любой больнице, пришлось бы транжирить деньги, поскольку все лечебницы должны были бы приобретать только высокотехнологичное оборудование. Неужели наше государство такое богатое?!

Решить эту проблему без лишних затрат и эффективно, в интересах ребёнка, способно Министерство социальных дел, но там заняты решением… более важных задач.

Впереди парламентские выборы. Это для нас – ответственное время. Мы не должны голосовать за тех кандидатов, которые жаждут высоких окладов и разных благ, а избирать таких, которые хотят совместно со специалистами реально, а не на словах, исправлять положение и продвинуть всю систему организации нашего здравоохранения. Но вдобавок к этому – готовые нести  ответственность за свою работу.             

Адик ЛЕВИН,

Доктор медицинских наук

Источник

Стоит прочитать!

Виктор Косенков: “Нескорая помощь”

Один доктор на приём травмированных самоходов и прибывших по скорой. Он и шьёт, он и гипс накладывает. Ошалелые медсестры носятся, как загнанные кони.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.