Люди добрые! У нас много пишут о корона-вирусе, но немало и других проблем в здравоохранении. Среди них диабет и его лечение.
Диабет называют ещё и болезнью общества благосостояния, и число страдающих от неё растёт, как во всём мире, так и у нас в Эстонии. Главная причина этого недуга – лишний вес и гиподинамия. Недавнее исследование Института улучшения здоровья (Tervise arengu instituut) установило, что треть детей в Эстонии страдает от излишнего веса и ожирения.
Симптомы беды
Как детский врач,заявляю, что живём мы в Эстонии очень хорошо, поскольку голода, как такового у нас нет. Но чего не хватает, так элементарной физической нагрузки (как минимум, прогулки, бег). Так, удивляет картина, которую можно наблюдать по утрам у школ, когда сюда на автомашинах доставляют вполне самостоятельных и здоровых детей, несмотря на то, что у нас прекрасно работает общественный транспорт, к тому же бесплатный.
Когда появляется лишний вес и особенно ожирение, то до диабета – один шаг. Такое состояние называют преддиабетным. Диабет – хитроумная болезнь, она внедряется в нашу жизнь незаметно и потому многие люди поначалу относятся к этому очень спокойно, поскольку эта болезнь не сводит сразу в могилу.
Я всё же напомню некоторые симптомы, которые должны заставить тех, кто замечает их у себя, обратиться к врачу.
Во-первых, возникает жажда, и она учащается несмотря на то, что много выпивая воды, человек начинает худеть. Во-вторых, заболевший диабетом начинает часто мочиться , что усложняет его повседневную жизнь.
Определение сахара в крови и в моче помогает быстро поставить правильный диагноз. Но повторяю: диабет – неторопливый киллер. Стоит также отметить, что у многих умерших от коронавируса, диабет был диагностирован, как сопутствующее заболевание. Поэтому диабетиков во время пандемии отнесли к группе риска.
Развитие лечения
Истории лечения диабета имеет, по-моему, три этапа.
Вспомним, в советское время и в первые годы восстановленной независимости Эстонии жизнь диабетиков была незавидной. Конечно, лекарства были, но стоит вспомнить применявшие при этом стерилизаторы и шприцы. Помню, как тяжело страдал от диабета мой покойный отец, да и я не мог оказать ему квалифицированную помощь.
Далее. Надо признать заметное улучшение ситуации с лечением диабета за последние 15 лет, за что надо отдать должное Больничной кассе Эстонии, поскольку, как лекарства, так и глюкометры с контрольными полосками общедоступны. Это решительно помогло многим людям. Благодаря этому болеющие сегодня диабетом живут заметно дольше.
Наконец, третий этап лечения диабета происходит сегодня. Наступают высокие технологии и это – прорыв. Это видно по результатам лечения диабетом наших детей. Инсулиновые насосы для детей, это – пик высокотехнологичной медицины и это очень позитивно. Что же касается взрослых больных, то об их лечении можно сказать, что время остановилось.
Чудесный сенсор
Я сам – колющийся диабетик и уколы инсулином расцениваю, как
поиск чёрной кошки в тёмной комнате. Да, глюкометр позволяет мне знать уровень сахара в крови. Но знать это надо постоянно, то есть несколько раз ежедневнов режиме 24/7, а применять для этого существующие глюкометры крайне неудобно и сложно.
Мне лично мои друзья в Германии прислали новый высокотехнологичный сенсорный прибор (рекламировать эту фирму я не стану), который кардинально изменил мою жизнь в лучшую сторону. Благодаря этому прибору я сумел довести показатели глюкометра почти до нормы. С помощью сенсора можно постоянно измерять уровень глюкозы через кожу. Прибор сразу сигнализирует о росте уровня сахара в крови, если он поднимается слишком высоко или когда возникает угроза гипогликемии.
Проблема с такими сенсорами сейчас в том, что в Эстонию их не поставляют из-за скромного прибалтийского рынка сбыта. Во-вторых, Больничная касса не компенсирует затраты взрослых диабетиков, приобретающих такие сенсоры.
За качество жизни
Благодаря применению сенсоров в мире кардинально уменьшилось использование дорогостоящих контрольных полос глюкометров. Также благодаря сенсорам можно рациональнее и своевременнее применяь лекарства от диабета.
Идёт третье десятилетие ХХI века и Больничная касса должна была бы идти в ногу с прогрессом, признавать пользу последних высоких технологий и поддерживать применение сенсоров при лечении не только детского диабета, которое, конечно, крайне важно, но содействовать применению сенсоров также при лечении взрослых больных. Начать можно было бы с пенсионеров. Ещё раз – на основании личного опыта утверждаю, что использование сенсора кардинально улучшило качество моей жизни.
Но! Чтобы результаты нововведений были очень хорошими, прежде всего, сами люди должны призадуматься о том, что рот – не контейнер, который можно заполнять бог знает, какой пищей и напитками, да ещё и в неограниченном количестве. Но также и о том, что надо больше нагружать своё тело физически, в частности, хотя бы регулярно гулять и бегать.
Адик ЛЕВИН,
педиатр, доктор медицинских наук