Корона-пандемия основательно повлияла на наше здравоохранение. Это время стало для его работников очень большим испытанием. Думаю, что глубокий анализ состояния нашего здравоохранения не допускает промедления.
Поэтому хочется поделиться с читателями своим критическим ввзглядом на происходящее в наших лечебных учреждениях.
На какие проблемы указала пандемия?
Первое, что о чём хочется сказать, так о том, что в борьбу с корона-вирусом удалось вовлечь частную медицину. Многие небольшие и крупные частные медицинские фирмы помогали проводить анализы и организовать вакцинацию. Это бесценно, так как все службы экстренной медпомощи и больницы перегружены донельзя.
Эстонская Республика нашла финансовые средства, чтобы привлечь клиники частного сектора к борьбе с корона-вирусом. Это – замечтаельно. Но лично мне не понять, почему стоимость анализов в этом секторе оказалась сверхдорогой, благодаря чему доходы частников резко выросли. Продолжением такого отношения стало переманивание к себе медиков, особенно и так дефицитных медсестёр, солидными зарплатами, как из EMO (Отделения чрезвычайной медицины), так из больниц. Это только осложнило, как оказание первой медпомощи, так и работу больниц.
А ведь ещё до пандемии вся государственная система оказания первой медпомощи была и так в затруднительном положении. Осмелюсь заявить, что эта система прозябает из-за нехватки даже замещающих и вспомогательных врачей. Ещё – возраст семейных врачей близок к пенсионному и многие предпенсионного возраста доктора трудятся в прямом смысле ради того, чтобы оказание врачебной помощи не забуксовало.
Укореняется практика проведения консультаций пациентов с врачами по телефону и Интернету. Отчасти это оправданно, например, в случае предоставления справок и выписывания рецептов, но недопустимо, когда врачи-специалисты, например, гастроэнтерологи ставят диагноз по Интернету. Надо чётко предписать, что может, а что нельзя, делать врачу с помощью Интернета.
Меня поражает и то, что обо всём этом не пишут СМИ, не говорят публично специалисты. Хотя складывающаяся при пандемии организация здравоохранения требует срочного вмешательства, ждёт кардинальных решений на государственном уровне и, прежде всего, в Социальной комиссии Рийгикогу
Все проблемы можно и должно решать
Положительным стало бы для улучшения организации первой медпомощи в рамках всей системы здравоохранения распространение пилотного проекта «врач по вызову», который хорошо показал себя в ЦУ Таллинская детская больница. А вот наши семейные врачи не практикуют домашние визиты к больным детям. Да и Общество семейных врачей считает, что такая услуга в Эстонии не нужна. Однако реализованный в Таллинской детской больнице пилотный проект показывает пользу, когда педиатра можно вызвать домой, если заболел грудничок или малыш. Во время пандемии это стало особенно очевидно.
В крайне трудном положении оказались больницы. Основательно, как физически, так и психологически, борьба с корона-вирусом потрепала наших врачей и медсестёр в Covid-отделениях. Постоянное испытание персоналом симптомов недостаточности (кажущейся беспомощности от чрезмерных нагрузок), усталость и прогорание на службе поставили работу больниц в труднейшее положение. Помимо этого прейскурант цен на оказание услуг, оплачиваемых Больничной кассой, уже не удовлетворют лечебные учреждения. Не забудем, что все наитруднейшие случаи в лечебном процессе находят разрешение вовсе не в частных клиниках, а в больницах, где только и возможно в таких случаях оказать помощь своевременно и на современном уровне.
Что делать? Прежде всего, надо изыскать дополнительное финансовое пополнение бюджета Больничной кассы, для осовременивания расценок за оказание медицинских услуг. Надо создать такие условия, чтобы больницы не испытывали дефицит кадров, чтоб оплата их труда была достойной, то есть адекватной в новых условиях.
Большего признания заслуживают медики и вспомогательный персонал, работающие в больничных «красных зонах», где спасают от смерти тяжёлобольных, поражённых корона-вирусом. По-моему, Президенту ЭР Алару Карису не стоит в феврале экономить на государственных наградах для тех, кто выказал недюжинные усилия, работая в «красных зонах». И местные самоуправления могли бы уделить больше внимания и признания людям, работающим в системе здравоохранения
Решительно помочь здравоохранению!
В столице Эстонии будут строить мощную и огромную Таллинскую больницу. И уже сегодня стоит позаботиться о том, чтобы она заработала с необходимой эффективностью, удастся ли укомплектовать её полностью предусмотренным персоналом?
Пора задаться и таким вопросом: почему Финляндия и Швеция не препятствуют работе в своих странах медиков-иностранцев? Не пора ли и Эстонии принять учитывающие «болячки» нашего здравоохранения политические решения по найму необходимой рабочей силы? А то вызывает удивление, что на сбор клубники наше законодательство позволяет приглашать жителей Украины даже с высшим образованием, а врачей и медсестёр – официально: ни-ни. Если Эстония не способна обеспечить себя медперосналом, то при определённых условиях (обучение эстонскому языку и др.), нам надо срочно озаботиться будущим нашего здравоохранения, а не спокойно взирать на то, как наше загибающееся погружается здравоохранение, тем более с неплохой медициной безостановочно на дно.
И в завершение. Проблемы нашего здравоохранения нуждаются в конструктивном обсуждении и приступить к нему должны не только медики и работники всей системы обеспечения здоровья нации, но и политики, которые имеют реальную возможность принимать все необходимые кардинальные решения.
Адик ЛЕВИН,
Доктор медицинских наук
Формировать любую команду нужно из ПРОФЕССИОНАЛОВ. А не по признаку родства, партийной принадлежности или, не дай бог, личных симпатий или дружбы. Господин Левин – мировая знаменитость и гордость Эстонии. Такие люди и должны сейчас возглавить нашу медицину в это страшное время Его мнение должно быть непререкаемым, окончательным и обязательным к исполнению по поводу всего, что связано с COVID. Но этого, к сожалению, не произошло. Наверное замешаны вкусные денежные каналы. Мало того, – сюда еще вмешали политику! Яркое свидетельство этому – отношению к Sputnik V. Жаль.