Прочитал статью журналиста Кертту Кирьянен (Postimees 22.02.2023), в которой она пишет, что совать во время родов руку в вагину, прижимать грудь и допускать оскорбительные комментарии, всё это – примеры «насилия при родах».
Прошу прощения у читателя, что вмешиваюсь в обсуждение этой проблемы. Я сегодня -– не гинеколог и не акушерка. Сегодня я детский врач уже в пенсионном возрасте, но много-много лет лечил новорожденных, выхаживал недоношенных, работал с их родителями.
Меня обескураживает термин «насилие при родах». Кто его автор и как такие случаи квалифицируют официально? Но мне понравилось и пришлось по душе разъяснение акушерки Клиникума Тартуского университета Вийлукас, которая пояснила, что в реальности научная литература и исследовательские труды вместо «насилия при родах» употребляют выражение «неуважительное поведение при уходе за роженицей». Также она добавляет, что и в том, и в другом случае отсутствует прямое намерение. Это означает, что, ни доктора, ни акушерки не приходят на работу с мыслью, напакостить кому-то.
Неприемлемый термин возвращает к прошлому
На самом деле, как считаю я, понятие «насилие при родах» появилось на свет в последнее десятилетие. Не верю, что это – изобретение гинекологов и акушерок. А вот поскольку получил распространение Интернет и появилась армия блогеров, весьма вероятно, что в дискуссиях рожениц, возможно, и вылупился этот уничижительный термин.
Само собой у рожениц есть на это своё право, поскольку т.н. признаки насилия при родах были всегда. Но, если сравнивать то, что было лет 50 тому назад, и сегодняшнюю практику, то ситуация несравнимо сильно улучшилась. Помню, когда лет сорок назад, когда малюток с мамами переводили из родильных отделений в возглавляемое мною в Таллинской детской больнице отделение выхаживания недоношенных и лечения новорожденных детей, психическое состояние их мам было очень скверным. Всегда старался выслушивать рожениц и выводить их из стресса. Сегодня тот родильный дом, откуда поступали к нам наши пациенты, уже давно не существует. Иногда разговаривал с врачами того роддома и убеждал их в том, что недопустимо кричать и оскорблять рожениц. Они соглашались со мной, но поясняли, что происходило это из-за их собственного стресса. К счастью, те времена ушли.
Объяснение такого явления сводятся к тому, что роды для рожениц и новорожденных проходили в состоянии стресса, в условиях душевного кризиса. Что я имею в виду?
Те женщины, которые рожали в те времена, помнят, что ребёнка сразу после родов изолировали от матери. Тогда полагали, что роженица представляет собой источник инфекций. Далее. Роды проходили в отстсутствие отца новорожденного, потому что их допуск к родам был зарпрещён. Более того, только что появившиеся на свет детишки оставались без молозива. Этот ряд, по нынешним меркам, недостатков можно продолжить. Сегодня всё кардинально изменилось. А потому огульно оценивать в наше время самые разные ситуации при родах, это, мягко говоря, не справедливо.
А кесарево сечение не насилие над ребёночком?
В то же время я всегда задавался вопросом, почему в некоторых государствах предпочитают вместо обычных родов кесарево сечение, то есть применяют полосную операцию? Не раз бывал в США и меня удручало то обстоятельство, что в этой хвалёной стране доля кесарева сечения составляет около 80% от всех родов. На нём настаивают сами американки и врачи повелись на это, зарабатывая весьма приличные деньги. Это подтверждает, сколь сильно во все сферы жизни этой страны проникла коммерция. Обращал внимание на то, что многие тамошние коллеги заинтересованы в применении кесарева сечения.
В результате, вместо того, чтобы разъяснять мамашам о серьёзных противопоказаниях такое операции для их ребёнка, проявляются усилия к увеличению числа кесарева сечения при родах. Я не имею в виду те случаи, когда кесарево сечение неизбежно, то есть, показано. К счастью, гинекологи Эстонии не пошли по этому проторенному пути коммерциализирующейся медицины и доля кесарева сечения при родах у нас относительно низка.
Естественно, если кесарево сечение проводят по желанию матери, мол, так рожать легче, то это безусловно хуже для ребёночка. Вагинальные роды крайне необходимы для микробиома новорожденного, что гарантирует ему в будущем лучшее билогическое здоровье, то есть данное ему природой.
*
Возвращаясь к терминам о насилии при родах и неуважительном отношении при уходе за роженицами, утверждаю, что роды – двусторонний процесс. С одной стороны медработник, общаясь с роженицей, обязан контролировать, как своё поведение, так и речь, с другой – и роженица должна контролировать своё эго и думать не только о комфорте, но, прежде всего, о будущем здоровье ребёнка.
Мы не должны забывать, что рождаемость у нас достигла за годы восстановленной независимости самого низкого уровня, а потому каждому новорожденному и недоношенному ребёнку должно быть обеспечено наилучшее обхождение и уход, как до рождения, так и после него. Благополучные роды – результат сотрудничества матери (семьи) и медицинских работников.
Давайте вместе посвятим этому всё самое лучшее в нас.
Адик Левин, доктор медицинских наук
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus
Ужасная статья.
Беременность – это не болезнь, а роды – естественный процесс. Пока врачи считают, что они лучше роженицы, знают её тело, насилие в родах, так и будет насилием. От того, что одни слова, заменили другими – суть не поменялась.