На Украине идёт жестокая война и печально узнавать о том, как покидают там свои дома военные беженцы. Это на сегодня – наша самая важная забота, а именно, как помочь этим несчастным людям, прибывающим в Эстонию. Однако крайне важно, чтобы в это трудное время мы не забывали и о собственных нуждающихся в помощи людях.
Сразу хочу отметить, что Эстония вошла в число таких государств, где добились значительных результатов в развитии собственного здравоохранения. Благодаря нашим замечательным врачам, медсёстрам и акушеркам, у нас значительно упали показатели перинатальной смертности (новорожденных). В этом мы – мы в числе передовых стран Европы и мира.
Но это не исключает серьёзных проблем в здравоохранении, в том числе и в нашем. В частности, возрастает число тех пациентов, которые нуждаются в квалифицированной врачебной помощи и разных услуг восстановительного лечения. Обеспечение этого требует колоссальных денег, которые могут изыскать только те государства, в которых экономика находится на хорошем уровне. Так, в советское время это было проблемой – умирала большая часть преждевременно родившихся детей весом ниже 1000 граммов. Но потому новорожденных детей, нуждающихся в восстановительном лечении, было намного меньше, чем сегодня.
Не секрет, что в наше время существуют свои проблемы, например, дети, родивишиеся с физическими и иными недостатками, нуждаются в длительной медпомощи. Порой их лечение может продолжаться до конца их жизни.
Аутизм наступает
В этой статье хочу отметить людей с различными признаками аутизма. По данным Департамента статистики Эстонии число рождающихся живыми детками составляет примерно 13 тысяч в год. Если использовать статистику международной организации, занимающейся аутизмом (ТАСА), то получается, а она не сильно отличается от эстонской, что 2% из их числа составляют люди с различными признаками аутизма. Это по нашей стране – 260 новых пациентов ежегодно. По данным статистики развитых стран приблизительно половина таких людей нуждается с детского возраста до конца своей жизни в серьёзной помощи и в больших объёмах. А это значит, что в последующие 18 лет в Эстонии системе специального ухода придётся иметь дело с 2600 пациентами-аутистами, что предполагает усиление лечебной сети, оказывающей им помощь.
Мечта сбылась
Пять лет назад моим знакомым стал Янно Келл, семья которого воспитывает детей с признаками аутизма. Он обратился ко мне, как к педиатру. С тех пор мы находились в постоянном контакте и я заметил, как эффективно общается отец со своим сыном. Он рассказывал мне, что хотел вместе с родителями, у которых дети также страдают от аутизма, создать Дом Солнца в Лийква (SA Liikva Päikesekodu). И мечта сбылась. Это учреждение создавалось на моих глазах, видел те трудности и даже муки, с которыми сталкивались создатели этого замечательного проекта. Помочь в его строительстве и функционировании помог Европейский Фонд регионального развития (1.020.000 евро), выделило кредит и наше Целевое Учреждение стимулирования сельской жизни. Подставили плечо и многие частные лица.
Закон с браком
И вот в последнюю нашу беседу Янно Келл рассказал, что очень скоро, уже в конце апреля, Дом Солнца в Лийква могут объявить банкротом. Причиной этого стал образовавшийся за год долг в сто тысяч евро. В свою очередь это стало возможным из-за Закона ЭР, в котором не было чётко прописано, кто и как должен оплачивать специальный уход за людьми с разного рода недостатками, среди которых и аутисты?
При этом поражает, что ещё в 2016 году канцлер права Юлле Мадисе обратила внимание Социальной комиссии Рийгикогу на то, что соответствующее законоположение изложено неудачно. Именно это и угрожает оставить без финансирования расходы, связанные с помещениями, в которых оказываются услуги по специальному уходу. То есть возникла реальная угроза оказанию медуслуг пациентам с различного вида недостатками развития. Канцлер права писала, что, если на местное самоуправление возложена обязанность исполнять предусмотренные законом задачи, то для этого ему должны быть предоставлены в нужном объёме и финансы. Это – обязанность государства.
Министерство-страус
Но и сегодня Министерство социальных дел, подобно страусу, спрятавшему голову в песок, не спешит с предложением внести поправки в закон. Если этого не произойдёт в ближайшее время, то пациенты с различными признаками аутизма останутся без упомянутого выше учреждения – Дома Солнца. При этом государство же понесёт убыток в три миллиона евро. Разве это – не вершина бюрократического подхода к делу?
Ясно, что большая работа, предпринятая благодаря гражданской инициативе, улетит в трубу, а многие, кто готов помочь в таких начинаниях, засомневаются в их целесообразности. Государство должно быть в такой ситуации предусмотрительным и всячески поддерживать достойные инициативы, а не так, как оно относится к Целевому учреждению SA Liikva Päikesekodu.
Считаю, что хотя в наше трудное время, когда в Европе идёт война, мы не должны забывать своих жителей и обязаны защищать тех, кто не всегда способен помочь самому себе.
Адик ЛЕВИН,
Детский врач, доктор медицинских наук