14 лет назад в Таллине произошли события, расколовшие общество Эстонии на две половины. Несмотря на то, что прошло достаточно много времени этот раскол, пожалуй, только усилился. В годовщину тех событий, с одной стороны, печальных, но, с другой, всё же показывающей что русские в Эстонии способны на борьбу за свою правду, мы печатаем воспоминание одного из главных участников протестов, основателя НКО “Ночной Дозор” Александра Коробова.
По мнению японских журналистов: «Защитников Бронзового Солдата в Японии наградили бы орденами, так как там память павших воинов священна».
Март 2001 года – Афганскими талибами были взорваны два монумента (один из которых «Улыбающийся Будда»), находившиеся в провинции Бамиан. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара, буквально потрясло весь мир. По мнению муллы они оскорбляют чувства истинно верующих и должны быть разрушены.
Апрель 2007 года – По мнению президента Эстонии Томаса Хендрика Ильвеса, Бронзовый Солдат оскорбляет чувства эстонцев.. К тому же Закон о сносе запрещенных строений преследовал цель получить как можно больше голосов на выборах.. «Перенос “Бронзового солдата” из центра Таллина на воинское кладбище не будет иметь серьезных политических последствий» (Ильвес в интервью BBC).
Сегодня очередная годовщина Апрельских событий в Таллинне, когда правительством Ансипа было принято решение снести монумент Бронзовый Солдат на холме Тынисмяги и перенести захоронения 13 военнослужащих Красной Армии расположенных около него.

В результате спецоперации полиции сотни людей, вышедших на защиту монумента, были избиты и заключены под стражу, а сам монумент перенесён на воинское кладбище. Всё произошедшее тогда довольно подробно освещено и откомментированно в многочисленных публикациях в СМИ и отчётах правозащитников. По прошествии 14 лет коротко выскажу и свою точку зрения на те события, в которых принимал непосредственное участие как один из организаторов движения «Ночной Дозор».

27 апреля я был арестован и провёл ночь в D-терминале Таллиннского порта, где был избит кайтселитчиком. После освобождения, утром я позвонил в приёмную мэру Таллинна Эдгару Сависаару и рассказал собранному им активу «Центристской Партии» о том беспределе, который творится в организованных правительством Ансипа застенках. По предложению Сависаара мы выехали к месту временного концлагеря с журналистами, которые своими глазами увидели спешно замытые кровавые следы на бетонном полу. Возможно благодаря этому вниманию СМИ в последующие дни таких зверств полиция уже не совершала и концлагерь в таллиннском порту существовать перестал.
Причины
На мой взгляд, главными инициаторами произошедших в Таллинне 26-28 апреля 2007 событий и предшествующей им конфронтации были два человека – бывший комсомольский лидер и коммунист конъюктурно перекрасившийся в ярого националиста для повышения как своего рейтинга, так и рейтинга своей «Партии Реформ» – Андрус Ансип и не очень умный, закомплексованный русофоб президент страны – Тоомас Хендрик Ильвес. Уверен, что если бы премьером и президентом в это время были другие люди, никакой националистической истерии и этих трагических событий не было бы вообще, как их не было в предыдущие 1991-2005 годы.

Но в то же время нельзя не признать, что всё, что произошло в Эстонии в 2006-2007 годах, не могло бы случиться без негласного одобрения западных антироссийских структур. И поэтому можно с уверенностью сказать, что основными причинами разрушения памятника советским солдатам в Таллинне была общеевропейская тенденция по занижению роли СССР в победе над немецким нацизмом и в попытках признания СССР оккупантом и агрессором. А также возможно желание антироссийских западных структур протестировать реакцию России на такие недружественные по отношению к ней действия. (Известно, что в следующем году была ещё более серьезная попытка конфликта с Россией в Грузии.)
Противостояние
Для реализации планов Ансипа-Ильвеса были привлечены существовавшие в то время Эстонии профашистские и националистические организации, которым развязали руки и они стали демонстративно измываться над Бронзовым Солдатом. Но к удивлению современных вандалов их действия по отношению к монументу наткнулись на решимость русскоязычных жителей Таллинна, в основном молодёжи, защитить памятник. Возникло движение «Ночной Дозор», которое в течении почти года не давало планам Ансипа-Ильвеса быстро реализоваться. Тогда правительство решило создать иллюзию законности сноса монумента и провело ряд законопроектов через Парламент. И тут приходится пристыдить тех членов Парламента, и в том числе русскоязычных, которые ради сохранения своего статуса и высокой зарплаты абсолютно ничего не сделали, чтобы воспрепятствовать принятию агрессивных, антигуманных законов. Никаких Апрельских событий не было бы, если бы депутаты Парламента проявили разумную волю и проголосовали бы за нормальное решение вопроса с монументом и захоронениями путём нахождения компромиссов.
Препятствием для планов Ансипа-Ильвеса стала также мэрия Таллинна, возглавляемая Эдгаром Сависааром, кто наверняка знал о настроениях таллиннцев, которые далеко не все были согласны с Ансипом в оценке роли Красной Армии и по-прежнему считали памятник погибшим за освобождение Эстонии советским солдатам очень важным символом города. Возможно из-за этой позиции Сависааара по памятнику, его потом всячески травили и в итоге выжили из политики. И с тех пор «Партия Центристов» стала во многом блеклой. Её лидеры с удовольствием собирают голоса русскоязычных жителей Эстонии и пиарят себя в СМИ, но когда я, например, неоднократно обращался к ним с идеей и уже апробированным методом значительного улучшения систему преподавания, никто из них даже не пожелал со мной встретится, чтобы как то это обсудить. А один из преподавателей, к кому я обратился лично, написал мне так: «я думаю, что основная проблема в вашей биографии… ваше активное участие в деятельности Ночного дозора никак не могут забыть».
Большое внимание и поддержку защитникам памятника оказывали россияне, жители других стран и многие СМИ. Особенно «Комсомольская правда» и её корреспондент Галина Сапожникова. Нельзя не отметить и юридическую помощь от «Центра информации по правам человека» юриста Мстислава Русакова.
Несмотря на сопротивление жителей Таллинна, таллиннского мэра и поддержку всех здравомыслящих людей из разных уголков мира, Бронзового Солдата всё же снесли, и антироссийские силы запада злорадно потирали руки, когда отношения Эстонии и России резко ухудшились, общество Эстонии на долгие годы оказалось расколото, целые отрасли экономики пришли в упадок. Но зато «Партия Реформ» укрепилась, Ансип получил высокий пост в структурах ЕС, Ильвесу подарили хутор за 170 тыс евро.
Но, как показало время, ожидания тех, кто хотел в Эстонии принизить роль Красной Армии в освобождении страны и мира от немецкого нацизма не сбылись. К монументу на воинское кладбище стало приходить ещё больше людей, чем раньше в центр города. О Бронзовом Солдате узнали во всё мире, да и на выборах стала побеждать «Центристская Партия», которая имела более здравую позицию в этом конфликте. Уже несколько лет в Таллинне благодаря инициативе Сергей Чаулина, Сергея Середенко (который непонятно за что сейчас арестован КаПо) и других активистов с большим воодушевлением проходит акция «Бессмертный Полк».
Протесты
Склонен считать, что власть в лице Ансипа-Ильвеса изначально полагалась на безальтернативно-силовое решение вопроса о монументе и не шла ни на какие переговоры с противниками переноса. Как я понимаю сейчас, Ансипу-Ильвесу нужно было показать своим избирателям, что им безразлично мнение проживающих в Эстонии русских. И в итоге спецоперация по сносу монумента была разработана так, чтобы выставить русских, защищающих памятник, в качестве маргиналов и быдла.

Во время противостояния 26 апреля полиции и народа на Тынисмяги никакой особой агрессии в отношении полиции не было. Да их оскорбляли и пытались усовестить, но если кто-то кидал в полицейских пустые пластиковые бутылки, то их сразу же одёргивали стоящие рядом. Как хорошо видно на видео снятым КаПо и демонстрированном в суде, к вечеру 26 апреля протестующие начали расходится и напряжение стало спадать. Очевидно такой вариант событий не устраивал власти, им нужен был, как сказал один из эстонских журналистов «экшн» – яркое событие показывающее агрессивность и неадекватность защитников памятника. И тогда полиции была дана команда на разгон протестующих. Нас стали травить газом, бить дубинками, стрелять по нам резиновыми пулями. И избиваемая толпа волей неволей стала сопротивляться.

Я отсмотрел довольно большое количество видео тех событий и по моим наблюдениям очень многие разрушения были сделаны специально организованной группой провокаторов. Начиная с непонятно чьей перевёрнутой машины перед входом в библиотеку, битьём стёкол в самой библиотеке и магазинах на Пярнуском шоссе. Провокаторы шли впереди и громили всё на своём пути, заводя таким образом толпу, но сами ничего не брали. А уже по магазинам лазили в равной мере как русские так и эстонские подростки. Но сотрудники КаПо фиксировали на фото и видео только русских, чтобы растиражировать потом «антисоциальное поведение защитников памятника», своего рода русских «Untermensch» во всех СМИ. (Отметим, что во время современных протестов в России и Белоруссии никто ничего не громит, люди вдут себя в этом отношение очень разумно и сдержанно).

Потери
Считается что в Апрельских событиях погиб один человек – Дмитрий Ганин (расследование по которому зашло в тупик, так как данные с камер видеонаблюдения таинственным образом исчезли). Но мы бы отнесли к потерям и очень странную смерть Владимира Студенецкого, самого деятельного участника и фотографа «Ночного Дозора», сердце которого, вполне здорового человека, вдруг остановилось после случайно предложенной чашки чая. Также подозрение вызывают слишком большое количество трупов, найденных в последующие дни в разных районах Таллинна (я написал на эту тему статью в своё время, но сейчас эта статья исчезла из интернета). Я видел как жёстко избивали людей в D-терминале Таллиннского порта и полагаю, что по этой причине жертв на самом деле могло быть больше. Лично я бы точно умер, если бы меня так били, как били на моих глазах некоторых. Стоящие рядом врачи наблюдали за этим безучастно и не особо не реагировали в частности на мои просьбы как то помочь избитым. Кстати и в последующие дни многие врачи отказывались регистрировать полученные людьми в результате побоев полиции травмы.

Почти всем активистам «Ночного Дозора» после Апрельских событий стало очень проблемно находится в Эстонии и многие покинули страну. Те кто остались долгое время не могли найти работу, а их бизнесы были разрушены. После показа весьма одиозной передачи канала «Репортер», где дозоровцы, каждый персонально, были совершенно безосновательно выставлены в самом неприглядном свете, мой бизнес тоже рухнул и в итоге я потерял даже квартиру. Также был разрушен бизнес Ларисы Нещадимовой, и сейчас бывшая предприниматель и журналист работает посудомойкой.

Как некий результат Апрельских событий 2007 года можно отметить наверное ещё и следующее – русские в последующие годы были практически вытеснены из многих важных сфер экономики Эстонии. И до сих пор, например, в очень важной для экономики финансовой сфере (в банках, в таких организациях как EAS и KredEx) русских на руководящих должностях практически нет, и европейские деньги эстонской элитой в основном распределяются среди своих. Получить кредит русскому предпринимателю в Эстонии гораздо сложнее, чем эстонцу. И как следствие неравенство в Эстонии растёт, индекс Джини увеличивается, это отмечают все исследования. Но в то же время и многие обычные эстонцы особенно на периферии страны также бедны. В связи со всем этим полагаю, что событиями апреля 2007 года воспользовались отдельные эстонские кланы, прибравшим к своим рукам все важные отрасли в стране. Данные исследований показывают, что почти 50% всего имущества и финансов Эстонии принадлежать небольшой группе «элиты».
Суд
Первоначально власти заявили, что якобы организаторами беспорядков 26-28 апреля в Таллинне были Дмитрий Линтер, Максим Рева, Марк Сирык, Дмитрий Кленский. Но 5 января 2008 года суд оправдал их всех за отсутствием состава преступления. На этом суде, мне, как одному из организаторов «Ночного Дозора» (я проходил в качестве «свидетеля») было задано судьёй и прокурором около 100 вопросов. После того как они закончились и мне предложено было сесть на место я обратился к судье «Ваша честь, вы задали мне множество малозначащих вопросов, но не спросили главного – как всё это произошло и кто виноват на самом деле? Хотите я вам это расскажу?» На что судья ещё раз повторила, что допрос окончен и мои рассуждения её не интересуют. В общем ещё и раньше было понятно, что никто ничего не хотел расследовать, задача была решена – монумент в центре Талина существовать перестал, волнения подавлены. (Кстати очень большой объём информации о тех событиях засекречен правительством на 25 лет).

Реакция общества и СМИ
Говоря о реакции всего общества, хотелось бы отметить, что большинство простых эстонцев оказались вполне адекватными людьми и никто особенно не торжествовал по поводу столь жёсткого переноса монумента и массового избиения русских. И хотя отдельные полицейские проявили себя настоящими садистами и били протестующих очень жестоко, были среди них и вполне нормальные люди. В застенках D-терминала я наблюдал полицейских эстонцев, которые сами были обескуражены происходящим и стремились так или иначе помочь задержанным, которые находились в ужасных условиях: избитые, на грязном и холодном бетонном полу, без медицинской помощи, без воды и туалетов.

Это ещё раз подтверждает моё мнение, что всё произошедшее было организованно небольшой группой людей, которые решали свои прагматические задачи путём внесения напряжение в общество и трагедий сотен людей. Сейчас, когда их нет во власти, население в Эстонии снова живёт довольно спокойно и никакой национальных конфронтации по большому счёту нет.
Американская журналистка А. Реа на сайте Counterpunch.org. возлагает основную вину за беспорядки в Таллине на эстонские власти, поскольку они, по ее словам, “не приняли во внимание то, что 50% этнических эстонцев и 86% русскоязычного населения Таллина были против демонтажа Бронзового солдата”. “Во-вторых, – пишет автор, – демонтаж проводился ночью в манере обычных воров”. “В-третьих, “ночные злоумышленники” (имеется в виду полиция) жестоко разогнали участников протеста, применив резиновые пули, водометы и слезоточивый газ, а также крайне жестко обращались с задержанными”.

Как сообщил сайт Wikileaks в секретной депеше TALLINN 000114б, посланной через два года после событий с Бронзовым Солдатом, американцы рисуют грустную картину страны, обуянной паранойей. Американский посол пишет, что эстонцы оторвались от других стран Евросоюза и изолировали себя. Другие страны, в частности Франция, не понимают и не принимают их позиции, и эстонцы осознают это. Посол США заключает в отчете на родину 2009 года, что позиция Эстонии основана на почти параноидальном ожидании «близящейся русской атаки».
Осенью 2007 года британская теле-радио корпорация ВВС делала большой репортаж об Апрельских событиях в Таллине. Корреспондент ВВС Ричард Галпин в течении нескольких дней брал интервью у тех, кто был причастен к этому событию. Днём он общался с официальными лицами Эстонии, но каждый вечер приезжал к нам, защитникам Бронзового Солдата и часами беседовал с нами. В последний день он спросил меня, могу ли я коротко, одной фразой объяснить почему защищал памятник? Я сказал, что в 2001 году был поражён узнав, что в Афганистане талибы разрушили священные для миллионов верующих статуи Будды и защитить их было некому. И когда то же самое нацисты устроили в Таллинне, я вышел на защиту также священного для миллионов людей мемориала.
al.korobov.nd@gmail.com
К сожалению я не участвовал в этих событиях . узнал о них после . Но до сих пор гневная память стоит у самого горла . Уверен на 90 % что если бы не такое сопротивление русского народа памятник не перенесли , Его бы просто уничтожили . И очень больно сегодня понимать что как минимум половина так называемых “русских” сегодня абсолютно безразлична к этим событиям .