Представляем нового автора – Александр Мелихов, С.-Петербург. Заместитель главного редактора в Журнал “Нева”, прозаик, публицист, кандидат физико-математических наук.
Вот уж что воистину общечеловеческая ценность – наша планета. Воздушный океан, водный океан. И главный источник жизни на земле – солнце.
На него нельзя смотреть без риска ослепнуть. Но астрономы приблизили его к нам. Мы не раз видели на экране, как солнце стремительно приближается, пульсирует, дышит, взрывается, переливается восхитительными и грозными красками, как оно порождает и безмятежные облака, и грозовые тучи, и дивное разнообразие трав и лесов – и мертвенные пустыни, пыльные бури, смерчи, наводнения, – все это теперь разворачивается перед нашими глазами с барочным роскошеством. Человек вообразил себя царем природы, но судьба мира по-прежнему решается на небесах. Хотя мы в своей самонадеянности предпочитаем смотреть на изделия собственных рук, не сводить глаз с земных богов: нам кажется, что именно они вершат судьбы человечества!
Наш крошечный шарик людская гордыня долго представляла гранитным бастионом, о который бессильно разбиваются волны вселенского хаоса, подобно тому как во время наводнений волны Невы плещут на гранитный шар на Стрелке Васильевского острова. Мы давно перестали беспокоиться о его сохранности, для нас важнее завладеть им, отнять у наших соперников. Мы уподобляемся мальчишкам, которые вместо того чтобы изучать по глобусу географию, играют им в футбол, бьют по нему ногами и перехватывают друг у друга до тех пор, пока он не скатится в канаву. Впрочем, мальчишки, угробив свое наглядное пособие, отправятся обедать к папе и маме, а куда отправится человечество, угробив свой земной шарик?
Но нам не до того, мы не сводим глаз с творцов истории – Ленин, Троцкий, Гитлер, Сталин, Черчилль, Де Голль, Трумен, Хрущев, Мао, Рейган, Горбачев… И восхищаемся творениями собственных рук – они и вправду впечатляют, эти промышленные громады: фабрики, электростанции… Сам собой в душе начинает звучать хор: нам нет преград ни в море, ни на суше! В том самом море и на той самой суше, по которым прокатываются штормы, цунами, смерчи, которые поглощаются пустынями, ледниками…
Пульс мира и сегодня бьется не в Париже, не в Нью-Йорке, не в Пекине, не в Тегеране и не в Москве, он бьется в небесах.
Как и положено сердцу мира, солнце пульсирует – один удар в двести лет. Когда оно сжимается, зеленые пастбища поглощаются ледниками. А когда расширяется, солнечный свет доносит до земли избыточную энергию миллионов атомных электростанций.
Это называется глобальным потеплением. В такие эпохи в Северной Англии можно возделывать виноград – и это видно всякому. Но только ученые замечают, что почти неуловимо нагревшийся мировой океан выдыхает намного больше углекислого газа, чем все наши — одними восхваляемые, а другими проклинаемые — заводы и фабрики.
И все-таки нам приятнее смотреть не в небо, а на самих себя. Самих себя по-прежнему считать царями природы если уж не в ее совершенствовании, то хотя бы в ее разрушении. Наша гордыня по-прежнему желает считать самыми разрушительными наши, антропогенные воздействия на природу. Хотя даже и сейчас у нас достает сил уничтожить лишь самих себя.
Смотреть в небо – это слишком страшно, это означает жить, постоянно ощущая собственную мизерность перед лицом космоса. Поэтому, пока одни в храмах и мечетях припадают к земле, другие в парламентах, на рынках и стадионах вступают друг с другом в схватки за власть, за деньги, за первенство. Ибо лишь в борьбе друг с другом мы можем ощутить себя сильными…
Но, однако же, во все времена находились люди, смотревшие в небо. Отыскивая в этом новый источник вдохновения. Птолемей, Галилей, Кеплер, Коперник, Ньютон, Эйнштейн…- если брать даже самых великих, череда портретов будет не менее впечатляющей, чем чехарда газетных шутов и прохвостов.