Алла Березовская: “Охота на ведьм по-эстонски”

То, что сейчас происходит на наших глазах в судейских коридорах Эстонии, иначе как циничной расправой над политическим узником Сергеем Середенко, не назовёшь. Полная аналогия со средневековой инквизицией, сжигавшей на кострах врачевателей, объявленных ведьмами и колдунами.

Вот и независимого юриста, специалиста по конституционному праву, известного правозащитника, автора книг, научных публикаций и полемических докладов, эстонский прокурор в своей речи на суде с пафосом обвинил … в самозванстве, отказав ему в праве не только на свободу, но и на звание правозащитника.

Но давайте обо всем по порядку! Итак, вчера – 9 декабря в Таллинском окружном суде рассматривали жалобу осужденного Сергея Середенко, приговоренного 22 сентября судом первой инстанции к 5 с половиной годам тюрьмы.

Напомним, правозащитника и публициста обвиняют в антигосударственной деятельности по статье 235 прим 1 Пенитенциарного кодекса ЭР за создание или поддержание отношений с иностранным государством, иностранной организацией или лицом, действующим по заданию иностранного государства, с целью совершения преступления, направленного против Эстонии.

До последнего дня все судебные слушания проходили по делу Середенко в невиданных до селе условиях строгой секретности. Поневоле вспоминается не к ночи упомянутый Басманный суд Москвы, где рассматривалось дело известного российского оппозиционера А. Навального, на которое демонстративно съехался практически весь дипломатический западный бомонд, занимая самые козырные зрительские места в зале суда… Вот вам и «путинский режим»!

На протяжении полутора с лишним лет, прошедших со дня ареста Середенко, мы могли в основном лишь гадать, что эстонские власти конкретно инкриминируют опальному юристу, который в последние годы трудился скромным дворником в школьной гимназии, поскольку ни на какую иную работу его в Таллине никто не рискнул взять. Адвокату Середенко было строго-настрого запрещено передавать третьим лицам какую-либо информацию, имеющую отношение к делу его подзащитного.

Из обрывков весьма скудных пояснений официальных лиц удалось понять, что Сергея держат в тюрьме и собираются судить за его выступления на различных международных правовых площадках, за его публикации, за общественную деятельность. Именно за то, что в европейских демократических странах называют инакомыслием. И даже награждают оппозиционеров нобелевскими премиями и прочими солидными ништяками – «за их усилия по защите свободы слова, что является непременным условием для демократии и устойчивого мира». Это была цитата из решения Нобелевского комитета, присудившего в прошлом году премию – порядка 250 тыс. долларов! – российскому оппозиционному журналисту Дм. Муратову. Все в той же диктаторской России…

В тоже самое время на задворках Таллина за практически аналогичную общественную деятельность в сырой камере на пару с уголовником-убийцей давился тюремной баландой 58-летний юрист-правозащитник, эстонский политический узник Сергей Середенко. И ни одна международная правозащитная с… (зачеркнуто) контора не высказала Эстонии ни слова в его защиту, не оказала ему хотя бы моральную поддержку, не говоря уже о премиях или хотя бы небольшой тюремной передачке.

Даже, когда подследственного на год лишили всех контактов с внешним миром, (кроме адвоката и родственников), запретили ему писать письма и звонить друзьям, что для него было сравнимо с пытками, недопустимыми в цивилизованном мире, мы не услышали от комитетов ОБСЕ или ООН слов возмущения в адрес эстонских властей.

Более того, хотя приговор первой инстанции был оглашен в сентябре с.г. судьей Асти в присутствии нескольких журналистов и операторов, адвокату Середенко, а через него и самому подсудимому, строго-настрого запретили публиковать в СМИ какие-либо выдержки из судебного решения! Как-то это было странно, не правда ли?

Еще больше были удивлены Сергей и его друзья, когда рассмотрение его апелляции, поданной в октябре, было назначено не только в рекордно короткие сроки – на 9 декабря с.г., но и в зал заседаний обещали впустить всех желающих. А как же пресловутая секретность?

Но как бы там ни было, конечно, все близкие и соратники «русского омбудсмена Эстонии», как в народе называли Середенко, когда он в качестве адвоката представлял в судах интересы гражданских активистов, выступавших в защиту памятников и русского образования, были рады этой возможности – после полуторалетнего перерыва и полной неизвестности увидеть Сергея живым и здоровым. И не сломленным духом.

Надо сказать, «русский омбудсмен» их не подвел. Зал приветствовал аплодисментами его блистательное выступление перед судьями. За что строгая госпожа-судья пригрозила их всех тут же вывести вон.

Поддержать Сергея в суде пришло более 30 человек, правда, любые фото- и видео съемки были запрещены – секретность как-никак!, поэтому, увы, никому не удалось сделать ни единого фотоснимка. Опять же вспомним, прямую трансляцию суда по ТВ над Навальным.

Но зато многим наконец, удалось услышать, в каких таких преступных отношениях состоял Середенко с соседней страной аж с 2009 г. !

Итак, по утверждению обвинения, Сергей Середенко поддерживал сотрудничество с 7 лицами, работающими на Российскую Федерацию и Администрацию президента России, передавал им различную информацию, а также принимал участие в мероприятиях, подготовленных пророссийскими организациями. «В своих заказных статьях Середенко утверждал, что в Эстонии разжигается русофобия и происходит массовая дискриминация русскоязычного населения». Делал он это с целью дискредитации Эстонской Республики. За что за все эти годы в качестве гонорара за статьи получил 5185 евро. Муратов рыдает в сторонке.

Семеро упомянутых в деле Середенко персон, как можно догадаться, это в основном его российские коллеги-правозащитники и журналисты, названы лицами, действующими в интересах и от имени российских госорганов. Однако, даже эстонские СМИ отметили, что на суде не были представлены документы, доказывающие их причастность к органам государственной власти Российской Федерации.

Адвокат Владимир Садеков подтвердил, что за упомянутые 12 лет Середенко получил гонорары за свои статьи в размере 5185евро, зарабатывая таким образом в месяц меньше 40 евро. Мизерность данного заработка, по мнению адвоката, говорит о том, что автор не работал ради чьих-то интересов, а действовал из своих собственных убеждений. И выражал собственное мнение и свой взгляд на те или иные общественные процессы.

– То, что в стране происходит дискриминация русскоязычного населения, – личное мнение Сергея Середенко. Критика в стране не запрещена… Он имеет 3 высших образования и в своих заявлениях выражал исключительно свои личные взгляды, действовал как омбудсмен. Я защищаю не преступника, а защитника прав человека, – отметил адвокат Сергея.

Так и остался без ответа вопрос защиты, почему деятельность Середенко, если она как-то угрожала безопасности Эстонии, раньше не пресеклась спецслужбами, которые вели за ним наблюдение … 12 лет. С 2009 г. его деятельность не стала ни более активной, ни более радикальной.

Да уж, 12 лет слежки за дворником гимназии, обычным гражданином своей страны, никогда не работавшего на государственной службе – это даже для неторопливых эстонцев перебор. Зато сейчас, наверное, все причастные – при наградах и погонах? Чего ж не понаблюдать за деньги налогоплательщиков…

Недоумение публики в зале суда вызвало и замечание прокурора, заявившего, что Середенко сам себя «титулует» ученым и правозащитником, якобы, чтобы была возможность сослаться на эту деятельность. То есть, горы публикаций, масса социологических исследований на правовые темы, книги, сборники, статьи по правоведению, научные доклады на международных правозащитных «Круглых столах» в Страсбурге, Варшаве, Москве, Риге – это не свидетельство активной правозащитной деятельности? Видимо, нужна была еще справка от КАПО?

По словам соратников Сергея, слушавших его речь 9 декабря в Таллинском окружном суде, он выступал не столько в поддержку своей апелляции, сколько делал юридически отточенные и профессиональные замечания по поводу вынесенного ему в сентябре обвинительного вердикта. Середенко наглядно и со всей убедительностью ясно показал, что статья закона о «поддержании отношений», по которой он был осужден, самым грубейшим образом противоречит Конституции ЭР.

Сергей выступал на своем родном русском языке, он говорил спокойно, подчеркнуто вежливо, с присущей ему иронией. При этом его аргументация настолько была безупречной и убедительной, да и просто блестящей, что народ в зале не удержался и зааплодировал. За что удостоился сердитого замечания судьи…

Конечно, присутствующие на суде представители в основном русскоязычной общественности были сильно разочарованы тем, что обещанный перевод на русский язык был организован только для подсудимого, которому приглашенная переводчица тихо что-то бормотала на ухо. Но на робкую просьбу из зала говорить погромче, судья, настроенная совсем не доброжелательно, позволила себе не очень вежливые замечания в том духе, что нечего в суде слушателям делать, если они не понимают государственный язык. Хотя в зале сидели и престарелые родители Сергея. Но сейчас в Эстонии на такие «мелочи» внимания уже давно не обращают.

Оглашение решения окружного суда назначено на 19 декабря с. г.

Соратница Середенко, учёный семиотик Елена Григорьева:

– По моему мнению, после аргументов Сергея, его должны были бы с извинениями освободить прямо из зала суда. Но, видимо, процедура не позволяет. Очень надеюсь на справедливое решение суда.

Увы, в отличие от уважаемой Елены, я совсем не разделяю ее оптимизма. Более того, то, что суд по апелляции был таким стремительным и кратким, лично мне кажется тревожным сигналом. Значит судьи окружного суда в суть дела особо не вникали и не рассматривали его по существу. Вероятно, они просто будут оценивать адекватность приговора суда первой инстанции, назначившего русскому правозащитнику 5 лет и 6 месяцев лишения свободы. По сути, за инакомыслие.

Это теперь в Европе, видимо, самое тяжкое преступление, поскольку даже уже судимые наркоторговцы и грабители нередко выпускаются здесь под подписку о невыезде или полицейский надзор. А законопослушному и немолодому уже юристу даже в этом было неоднократно отказано, и он все полтора года под следствием провел в тюремной камере.

Но, подождем до 19 декабря. Когда-то, публикуя в СМИ свои статьи на правозащитные темы, Сергей Середенко в конце каждой своей заметки большими буквами обязательно добавлял такие слова: СВОБОДУ ЮРИЮ МЕЛЮ! СВОБОДУ АЛЬГИРДАСУ ПАЛЕЦКИСУ! СВОБОДУ АЛЕКСАНДРУ ГАПОНЕНКО! СВОБОДУ ВСЕМ ПОЛИТИЧЕСКИМ УЗНИКАМ ЕВРОПЫ!

Сегодня наша очередь сказать во всеуслышание:

СВОБОДУ СЕРГЕЮ СЕРЕДЕНКО!

NB! Информация для желающих поддержать Сергея Середенко

Поддержать материально можно, перечислив посильную сумму на счёт его брата:

EE201010052000108005

Vladislav Seredenko

Адрес для писем: Sergei Seredenko, Tallinna vangla, Linnaaru tee 5, Soodevahe küla, Rae vald, 75322 Harjumaa, Estonia.

Стоит прочитать!

АРХИПЕЛАГ БАЛТЛАГ. Альгирдас Палецкис: “Наручники на мысль. Часть 9”

Бывший председатель Социалистического народного Фронта Альгирдас Палецкис активно создает информационный фон, соответствующий Кремлевской пропаганде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.