Много разговоров про образцовую западную демократию, про права человека, про “а вот у них не то, что у нас”, “а там социальная система покрывает все расходы, там вам не дадут умереть с голоду и не выгонят из дома” и так далее, не забывая упомянуть молочные реки в кисельных берегах. В основном такие песни заводят российские либеральные круги.
Не могу сказать про все страны, но немного расскажу про собственный опыт и собственные впечатления о британской демократии и социальной системе.
Давайте начнем с Системы.
Британская система пособий выгодна бедным людям, тем, с которых нечего взять, зато можно немного дать, обеспечив себе голоса электората. Именно немного, потому что на эти деньги можно кое-как выжить и не более.
Чтобы собрать те деньги, которые можно дать всем бедным понемногу, британская налоговая система играет роль Робин Гуда: она грабит богатых, чтобы помочь бедным. Или сделать вид, что она им помогает, ведь большая часть налогов все равно уйдет в бюджет государства, к “короне”.
Еще в 1950-60 годах налоги в Британии составляли 90% от дохода высокооплачиваемых налогоплательщиков, такие налоги платили Битлз с их концертов и продаж, и только в 1979 году правительство Маргарет Тэтчер “понизило” их до 83%. 90-83 пенса с каждого фунта – и попробуй не отдать.
В наши дни высшая ставка налога 45%, если ты зарабатываешь больше 150 тысяч фунтов в год. И это только подоходный налог с личных доходов. Если ты отличный специалист и тебе хорошо платят, отдашь в систему больше половины зарплаты, ведь социальный налог с тебя тоже снимут и отправят как раз на помощь бедным, беженцам, немощным и престарелым. С бизнесом все иначе, вдаваться не буду, не сильна в этом поле.
Налог на наследство 40%, если стоимость наследства превышает определенную сумму. Называется этот налог death duty. Если вам оставили наследство в пару миллионов, то вы отдадите 40 процентов с 1,675 миллиона фунтов. Очень редко, у кого есть в чулке такая наличность. Именно поэтому наследники лордов-землевладельцев продают богатым нуворишам свои унаследованные поместья. Так возник, например, новый Лорд Уимблдон по имени Тарик Ахмад.
Если же наследники не хотят продавать родовое имя, они передают поместья в National Trust, “дарят” народу историческое национальное достояние, спасаясь от налога.
Кроме подоходного налога и социального налога, совмещенного с медицинским, существует еще местный налог council tax: пожарная служба, полиция, вывоз мусора, уборка улиц оплачивается не из бюджета, а из кармана местных жителей.
Кстати, уборка улиц не значит, что их в самом деле метут или чистят: уборка может проводиться раз в год после окончания листопада, а если вдруг случится чудо и выпадет снег, то могут почистить главные улицы, но обыкновенно ждут оттепели. Местный налог в зависимости от количества жильцов в домовладении и района проживания может быть до 200 фунтов в месяц.
Телевизионная лицензия. Очевидно, Великобритания единственная в мире страна, которая поддерживает телерадиокомпанию напрямую за счет зрителей.
Если у вас есть потенциальная возможность смотреть телевизор, слушать радио, пользоваться интернетом, то надлежит заплатить компании БиБиСи 156 фунтов в год. И никого не интересует, что вы не смотрите их программы: уклонение от уплаты ТВ лицензии – уголовное преступление. Буквально недавно появилась возможность доказать, что, если вы не смотрите прямые трансляции, а только в записи, тогда есть шанс отвертеться от этого налога.
Но БиБиСи все еще собирает миллионы ежегодно.
Только в 1987 году отменили лицензию-налог на содержание домашних животных. Раньше надо было платить за право иметь собаку или кошку.
Страховка на автомобиль в Британии делается не на машину, которой может управлять любой водитель по доверенности, как в большинстве стран, а на конкретного водителя и конкретное транспортное средство. Чтобы вписать в страховку еще одного человека, надо заплатить приличные деньги. Да и вообще иметь машину в Британии удовольствие не из дешёвых. Плюс дорожный и транспортный налог.
Хотя по этой части Дания Британию переплюнула – там налог государству на покупку личной машины составляет цену самой машины. Хотите купить и ездить, заплатите две цены. То же самое относится к смене номеров: если вдруг захочется поменять номера на датские, машину оценят, и оценочная стоимость поразит (никогда в жизни не подумаешь, что твоя скромная КИА может стоить, как представительский Бентли), но именно эту цену предложат внести.
И долго ездить с “чужими” номерами тоже не получится, рано или поздно полиция остановит и озвучит два варианта – выметаться вместе с машиной или заплатить. Игнорировать нельзя: за второе нарушение заберут авто и дадут несообразный штраф.
Поэтому все туристы удивляются, насколько стар и изношен в массе своей датский автопарк.
Но давайте вернемся в Британию к налогам.
Теперь посмотрим, как налоги тратятся и можно ли жить припеваючи на пособия.
Можно. Если вы не слишком требовательны и не обременены дорогостоящими привычками, то пособия (бенефиты) могут обеспечить определенный уровень жизни. Это новость хорошая.
Но плохая новость, что это возможно только для очень немногих категорий. Всего на всех, сами понимаете, не хватит, потому что всех много, а всего мало.
Поэтому привилегии имеют в первую очередь дети.
Любая система, доведенная до абсурда, даст перекос.
Выросли целые поколения так называемых “бенефитчиков”, не желающих учиться и работать, а начинающих рожать детей сразу после школы. Матери-“одиночки”, имеющие по шесть-восемь-десять детей, в основном от разных отцов, которые садятся на шею системе и начинают требовать пособия на детей, пособия на еду, бесплатное жилье и разнообразные привилегии.
Вторая категория, использующая детей в качестве источника дохода, – многодетные семьи мигрантов. В основном это мусульманские семьи. Правда не так давно правительство прикрыло эту лавочку, прекратив выплату детских пособий на третьего и каждого следующего ребенка.)
Третья категория самая печальная: это семьи с “особенными” детьми. Но и тут тоже начинаются перекосы.
Среди некоторых национальных коммун, проживающих в Британии, широко распространены браки между прямыми кузенами, следовательно, очень много генетических болезней, передающихся по наследству.
Тем не менее, семьи, уже имеющие ребенка с тяжелым диагнозом, рожают снова и снова, несмотря на предупреждения врачей. Нередко 5-6 детей одних родителей имеют ту же самую болезнь. Все это стоит очень дорого и ложится на Систему. В самых тяжелых случаях поддержание жизни таких детей, включая круглосуточный уход специально обученными работниками, аппараты искусственного дыхания, искусственного питания плюс специальное питание, медикаменты и так далее, стоит налогоплательщикам тысячи и тысячи каждый месяц. Это не считая прямого пособия родителям на такого ребенка.
А ведь горшок не бездонный.
Дальше идут нетрудоспособные. Если им удастся доказать, что они не могут работать и не имеют источника дохода, они получат пенсию, которая позволит кое-как свести концы с концами.
Дальше престарелые, не имеющие сбережений или собственности. Это важно. Если старики за свою жизнь скопили деньжат или обзавелись домиком, то Система заставить их продать дом, добавить накопления и заплатить за уход, когда этот уход им потребуется.
А вот бедные старики получат все то же самое бесплатно. Робин Гуд в действии. Отберут у одних и отдадут другим.
Где-то между всеми этими категориями расположена прослойка “беженцев”. Эта категория очень агрессивная, требовательная и крикливая. Состоит в основном не из стариков, детей и женщин, а из молодых половозрелых жеребцов в хорошей одежде и с дорогими смартфонами. Не для того они бежали с родины, чтобы работать на чужбине, сами понимаете.
И вот наконец мы добрались до тех, кто вполне трудоспособен, лишился работы и пришел на биржу, чтобы попросить пособие по безработице и пособие на оплату жилья, дабы не оказаться на улице. Это могут быть как граждане Европы, так и граждане Британии.
Сначала надо продраться через формальности. Потом принимают решение. Все это время безработный живет на то, что имеет. А иметь он должен мало. В идеальном случае претендующий на пособие не должен иметь сбережений, недвижимости и партнера, который может поддержать его материально.
Пособие по безработице составит в неделю 58.90 фунта для молодых (от 18 до 24), 74.35 фунта (старше 25), большая часть этого уйдет на оплату счетов, потому что пособие на оплату жилья далеко не покроет расходы (и от уплаты местного налога никто не освобожден, его просто немного понизят). За эти деньги безработный должен: каждые две недели ездить на биржу и отчитываться, насколько усердно он ищет работу; тратить не менее 35 часов в неделю на поиски работы и предъявлять доказательства этого; посещать разнообразные тренинги (в большинстве своем одинаковые и тупые), предоставляемые партнерскими компаниями, которые кормятся от безработных; выполнять дополнительные требования. Если безработный пропустит хоть одно из этих условий, его пособие будет задержано, а то и вовсе отменено. А отмена пособия по безработице автоматически влечет отмену и пособия по жилью. И больше система не интересуется, как, где и на что безработный будет жить.
Но даже если безработный окажется прилежным и скрупулезным и будет выполнять все свои задания, как образцовый ученик, то через 6 месяцев (если он не нашел работу) его claim закроют в любом случае.
У системы слишком много нахлебников, имеющих приоритет, и слишком мало денег, чтобы содержать всех.
Так что не получится жить на пособие в своё удовольствие, если ты взрослый, здоровый, трудоспособный, не инвалид и не беженец.