Теме уже лет 30, но дискуссии вокруг русской школы Эстонии не утихают, опять была провозглашена очередная программа, которая теперь подразумевает перевод всех русских школ на эстонский язык к 2035-ому году. Причём нет не одной партии, представленной в парламенте, которая не имела бы этот пункт у себя в партийной программе. То есть, вопрос для эстонцев архиважный. Но, возможно, по несколько другой причине, чем просто насолить русскоговорящей общине, которая уже десятилетиями живёт в Эстонии и более-менее интегрировалась в повседневную жизнь. Ответ на вопрос лежит в будущем, точнее, в демографии.
По данным cia.gov, в Эстонии каждый год наблюдается спад населения 0,69% в год. Отчасти упадок количества населения из-за низкой рождаемости и высокой смертности, отчасти от эмиграции. То есть, если этот тренд сохранится (а мало что указывает на то, что тут скоро что-то изменится), то как раз к 2035-ому году в Эстонии будут жить 90% от сегодняшнего населения, а к 2050-ому 80%. Потеря населения означает, обычно, и спад в экономике, что приведёт к ещё большей эмиграции, это замкнутый круг. То есть, что бы выйти из этого круга, единственное решение – это повышенная иммиграция. Чтобы удержать уровень населения в 1.2 миллионов жителей до 2050-oго года, нужна миграция более 100 000 мигрантов, то есть один Ласнамяэ или две Нарвы. “Kurat!”, -скажет эстонец посмотрев на эти цифры, мы же ещё пели “Peatage Lasnamäe”, но, оказывается, за что то боролись, на то и напоролись. Абсолютно всё равно, в каком ты союзе, рабсила нужна извне.
Так кто же приедет? Варианта два: ближневосточное и южное зарубежье или дальнее зарубежье. Как-то их всех надо интегрировать, а, ещё лучше, сразу ассимилировать, что бы через один-два поколения стали вполне себе эстонцами, может, с немного странными именами.
Интеграция иммигрантов из дальнего зарубежья закончилось Дейвом Бентоном и Абдулом Туреем, больше эстонский народ пережить не в силах. Осталось ближнее зарубежье. И тут встаёт вопрос, куда молодые славянские эмигранты будут посылать своих русскоговорящих детей. Пока открыты русские школы, есть вероятность, что пойдут они туда, и тогда прощай интеграция/ассимиляция а-ля западная Европа, не станут они эстонцами. Поэтому нужно предотвратить саму возможность, и все школы перевести на эстонский, ибо не фиг и всё JOKK. В наивном большинстве своём эмигранты приезжают в Эстонию, думая, что попали на запад и надо подстраиваться под местный образ жизни, учить местный язык, вливаться в местное общество. Именно этот тон присутствует во всех интервью с новыми иммигрантами из России, Белоруссии и Украины. Не дай бог они узнают о самом существовании русской школы, этого допустить нельзя.
Что делать с этими размышлениями? От русских старожилов, живущих в Эстонии десятилетиями, настроения в сторону иммигрантов скорее критичные: понаехали тут! Но, может, стоит их рассмотреть, как союзников в борьбе за русскую школу? Через несколько лет эти люди будут предоставлять большую группу, с которой эстонской политике надо будет считаться? Может, провести разъяснительную компанию еще в российских/украинских/белорусских соцсетях (в местные СМИ человек, который хочет покинуть страну уже не верит), что ожидает переселенцев в Эстонию, какие есть возможности сохранить культуру и язык? Пока картинка от российских блогеров об Эстонии часто упускает важные моменты, например, о русских школах.
На этой ноте, пожалуй, закончу. Буду рад комментариям по теме.
Содержимое толковое, по делу, но грамматика …..!