Рассуждая о продажности правоохранительных органов, их цинизме и зависимости от конъюнктуры, власти и непросвещенный люд Эстонии обожают тыкать пальцем в восточного соседа. Будто не видя, что у нас самих хватает дел, анализ которых можно свести к двум словам – Россия отдыхает.
19 сентября старейшине столичного района Пыхья-Таллинн Раймонду Кальюлайду предъявили подозрение – в рамках связанного с отстраненным мэром Таллинна и председателем Центристской партии Эдгаром Сависааром уголовного дела о коррупции. СМИ растиражировали весть, что подозрение касается пособничества в присвоении средств из столичного бюджета в связи с рекламой стадиона Хийу. Плакаты, приглашавшие на открытие стадиона и толоку, в 2013 году изготовила принадлежавшая Кальюлайду фирма.
Кальюлайд был тогда частным предпринимателем, а не официальным лицом. Все это полиция безопасности и прокуратура, разумеется, знали, но игнорировали, потому что в очередной раз подвернулся повод ударить по таллиннской «коррумпированной центристской верхушке и ее пособникам».
«До кучи» Кальюлайд пошел интересно. Он принялся публично наставлять председателя своей партии «на путь истинный». 28 сентября заявил, что у того практически нет шансов остаться лидером политической силы.
29 сентября посоветовал Сависаару отойти в сторонку, «поскольку некий «свой» съезд партии организовать не удастся и партия Сависаара председателем больше не выберет», а «учитывая его юридическую позицию и состояние здоровья, ему точно лучше не продолжать».
Но и после этого подозрения со старейшины Пыхья-Таллинна никто не снял. Как вдруг 30 сентября подавляющее большинство членов Рийгикогу выставило в качестве кандидата в президенты Эстонии его сестру Керсти Кальюлайд. Подписей в ее поддержку было собрано числом 90, и стало ясно, что, если даже кто-то отпрыгнет, 3 октября президентом изберут именно ее.
Такой поворот событий, видимо, без лишних слов убедил КаПо и прокуратуру в том, что продолжать дергать за ниточку под названием «Раймонд Кальюлайд» как-то не комильфо, и в тот же день прокуратура заявила, что больше ни в чем старейшину Пыхья-Таллинна не подозревает.
«Некоторые люди обязательно сделают вывод, что условием для прекращения уголовного дела, скорее всего, была дача показаний против Сависаара. Я могу заявить, что это не так. Эдгар Сависаар и его адвокаты вскоре смогут ознакомиться с моими показаниями и убедиться, что я не сказал о нем ни одного плохого слова», – моментально отреагировал вчерашний подозреваемый.
Странный господин. Зачем же в рамках уголовного дела плохие слова говорить, когда можно сыграть более тонко? Например, вполне себе поняв намеки «компетентных органов» на то, что общественность должна из еще одних уст услышать, что Эдгару в лидерах больше не место и шел бы он уже…
Повторять дважды Раймонду Кальюлайду, похоже, не надо. Ну, и с сестрицей ему, конечно, повезло: оказалась в нужное время в нужном месте.