В этом июне попал в PERH (Северо-Эстонская региональная больница). Наблюдал следующее: только настоящая семья и любящие дети помогают выкарабкаться. Или… уйти достойно. Вкладываться в остальное нет смысла. У порога мы все одинаковые. Голые и неимущие. Как в бане. Как в морге.
Время дожития – это определение времени жизни на пенсии, образовавшееся во время дискуссий о пенсионной реформе в России, грубо но метко и по-русски обозначило суть. Ведь есть, в конце концов, «доедание», «допитие», «домыслие», «доделывание»? «Переделывание» правда, тут не подходит. А так — чего уж тут?
Даже, оказывается средний срок был когда-то, ещё при СССР установлен. 15 лет. У каждого свой получался. В зависимости от нагрузки и предшествовавшего образа жизни. Я вышел на пенсию в 63 года. Было это в 2015 году. Сейчас 2021. Значит «отпущено» мне ещё 9 лет. Вот об этих предстоящих годах и своих жизненных наблюдениях я и попробую здесь написать. Не судите строго.
Жизненный путь человека и его смерть, внешне очень похож на железную дорогу. Благо 7 лет там проработал. Смотрим картинки и надписи под ними:









После 65-ти вдруг обнаружил, что самых желанных и близких по духу людей – среди живых больше нет. И мало кто о них вспоминает. С уходом этих людей, переворачивается страница определённой главы. Сверху появляется лист нового повествования. Дети или близкое молодое поколение. Новые знакомства.
Наверное, отсюда тяга к посещению кладбища, где среди родных могил чувствуешь покой и даже уют.
Мой горизонт страшно приблизился. Были десятилетия, – стали годы. В своем воображении неделю я видел в облике двух развернутых страниц школьного дневника. Сейчас все дни недели одинаковой формы и расположения и ничем друг от друга не отличаются.
После неоднократной госпитализации в 2018 году, вдруг обнаружил полное отсутствие страха смерти. «Оказывается» о ее наступлении я не узнаю. Об этом будут знать все, кроме меня самого. И то, что будет происходить с моим телом после смерти, я никогда не узнаю и не почувствую. Невольно пришел аналог с пулей. Свист той, которая разнесет твой череп и убьет, ты никогда не услышишь.
Жаль только близких людей. С моим уходом у них образуется та материальная и духовная ниша, которую трудно и больно заполнять. Но время лечит.
Недавно поймал себя на мысли, что планируя покупки, невольно начинаю подсчитывать, сколько та или иная вещь прослужит и не будет ли жаль ее выбрасывать после.… С оторопью смотрю на обувь или одежду, которую уже точно, никогда не одену. Некуда.
Часто размышляю о бездетных или о тех, кто потерял их всех. Вспомнилась вахтерша Нина Николаевна, детдомовка, давняя соседка из 80-х. В 60-х пассажирский ТУ-124, на котором летели ее муж и двое малолетних сыновей, почти вертикально упал в одно из болот Ленинградской области. Так глубоко, что искать перестали уже через неделю. Вот так, без родных могил и осталась доживать свой век. Только к этому болоту пару раз и съездила.
Люди, которые когда-то были родственниками, друзьями или очень близкими, но по разным причинам переставшие быть таковыми, воспринимаются давно умершими. Даже теорию для себя открыл. Согласно известной 7-летней цикличности, на протяжении жизни мы все физически многократно перерождаемся. Более гибко и незаметно, это перерождение происходит и в психологическом облике. Со сменой вкусов и предпочтений меняется характер, а с ним, как правило и судьба. Таким образом, человек, которого ты знал много лет назад, не является таковым по своей сути. Сохранилась лишь оболочка, паспортные данные, внешний каркас, внутри которого уже чужая личность. А тот, прежний, больше не существует. Трудно только в это поверить и осознать. Легче если давно не видел этого человека. По формуле — «с глаз долой из сердца вон…»

Где-то прочел интервью медсестры хосписа. О чем обычно жалеют перед смертью?
Надо было больше уважать и слушать себя. Не жить так, как хотели другие. Мы все время сталкиваемся с давлением со стороны общества, которое желает, чтобы мы были именно такими, какими они хотят нас видеть.
Нужно было быть смелее. Мы часто боимся даже просто выразить свои чувства. Боимся быть отвергнутыми и часто проживаем всю жизнь молча, не признавшись любимому человеку в своих чувствах.
Я бы не работал так много. Многие люди в конце жизненного пути очень жалеют о том, что слишком много времени и сил отдавали работе. Они проработали всю свою жизнь. Конечно, это важно заниматься чем-то, зарабатывать деньги и быть финансово независимым, но не отдавайте работе всего себя.
Сожалею, что не позволял себе быть более счастливым. Многие боятся этого. В детстве многим из нас вбивали в голову “меньше смейся – плакать будешь”. Но нет, смейтесь, смейтесь больше и от всей души! Позвольте себе быть счастливыми, чтобы вам не о чем было сожалеть, когда жизнь будет близиться к концу. Живите на всю катушку!
Отличное метафорическое сравнение с железной дорогой..
Ж/д аналогии довольно образны и убедительны. Хотя это всё-таки “чисто своё”. Можно возражать, можно соглашаться…
Спасибо за комментарий. Да. Это “чисто мое”.
” Время дожития!” Очень точное определение. Четвертый год на пенсии. Четыре года живу в этом новом для меня времени. Жизнь на пенсии изменилась, теперь я знаю, что я ДОЖИВАЮ.
Лет 10- 12 назад зимой спешил на похороны товарища и пришлось пешком идти через всё кладбище Рахумяе к часовне. Был поражен видом деревьев на могилах. Идеально прямых, ровных деревьев не увидел. Все какие- то кривые, крученые. Я подумал тогда, что и жизни у людей не простые, не гладкие. Вот и деревья выросли корявые!
В принципе, если нет особых проблем со здоровьем, время не самое плохое. В том числе и потому, что его навалом. А если его есть чем заполнить, только без особого фанатизма, не так как “в той жизни”, очень даже и ничего.
Валер! Очень убедительно! И образно. И, увы, красной строкой – твоя какая-то неизбывная тоска (сколько тебя знаю, в тебе оно было всегда). Вроде бы и юморной товарищ, но вот “тень какой-то беды”, нестареющая твоя ностальгия так в тебе и продолжает жить.
А страница твоя – мощная! Во всём видна рука мастера-оформителя.
В общем – СПАСИБО тебе. Обязательно пересмотрю и перечитаю еще раз.
Спасибо за отзыв. Не тоска, а точнее будет сказать – печаль. Периодами светлая, как Пушкинская осень. Периодами с горьким комом и не заживающей ностальгией по всему ушедшему. (Помнишь Пассакалию?)
Где-то в нем и потерял свое важное, так и не состоявшееся. Возможно отсюда и эти, для других странные, потуги разыскать Забалуева…
Спасибо.