В этом году правительство разрешила богослужения с 3 мая, то есть аккурат после православной Пасхи. Очередной “подарок” русофобов русской общине. А вот в прошлом году, несмотря на ограничения, пасхальная служба всё же была. Воспоминанием об этом делится Виктор Косенков.
Как и в прошлом году, ожидание Пасхи очень похоже на детское ожидание Нового года. Когда сначала суета, потом все готово и остается только ждать. И ты ждешь, и все вокруг ждут. Даже те, кому вроде бы все равно. Но это ожидание ощущается во всем, в самом воздухе, в тишине, в ветре.
Это моя вторая Пасха, которую я встречаю в храме. С самого утра и до… и до утра.
У нас проводилось освящение явств.
И знаете, что я вам скажу… Эти удивительные страшилки на тему, что “эти верующие фанатики сейчас всех нас заразят”, полная чушь.
Во-первых, большая часть людей сидят по домам. В храм идут только те, кому сейчас это очень нужно. Никаких толп, о которых нам рассказывают люди, видевшие храм только на картинке. На момент богослужение внутри те, кто участвует в нем. Все спокойно, тихо и с пониманием.
Если вы хотите посмотреть на толпы, на толкотню, на полное пренебрежение социальной дистанцией, масками, перчатками и вообще всем подряд – пойдите в ближайший супермаркет. Вы там бываете ежедневно. Не знаю, как часто вы бываете в храме, но в супермаркет вы заходите почти каждый день. Хватаетесь за ручки, за сумки, за карточки, за товары, дышите одним воздухом с неизвестно кем… Каждый день. Не в храме.
Во-вторых, по уровню дисциплины, соблюдения дистанции, контролю за количеством человек на единицу площади, наш храм перекрывал любой магазин из тех, которые я знаю. Я недавно ходил менять документы, так вот наш храм только чуть-чуть не дотянул до уровня безопасности полицейского департамента. Маски, перчатки, дезинфекторы, протирка поверхностей, запрет на физический контакт, запрет на любое касание крестов, икон и т.п. В помещении не более четырех желающих освятить явства плюс те, кто в храме работают. Записки пишутся на улице. На каждое освящение не более 15 минут вместе с ожиданием.
Повторю, я знаю только одно место в Таллине, где меры круче – полицейский департамент. С одним отличием… в полицейском департаменте тебя – боятся. В церкви нет страха. Есть соблюдение правил и любовь.
Кстати полиция к нам тоже приезжала. Ничего не освящали, но взяли под контроль все въезды на территорию и только потом зашли внутрь. Очень хмуро поинтересовались, что у нас происходит. Но процесс был налажен, как я описал выше, а само освящение было разрешено властью (разной). Так что хмурый дяденька под два метра ростом, вскоре покинул храм.
Вот вам взгляд изнутри.
Все остальное – лютая нАдумь.
Христос Воскресе, братья и сестры!
Ничего не бойтесь.