– Поехали с нами, домой. Там хорошо…
– Что я там делать буду?!
– А здесь ты че делаешь?..
(с) К/ф Брат 2
Как я и писал ранее, с образованием на русском языке в Эстонии – все.
Традиционным жалобным восклицанием русской диаспоры по этому поводу, на бытовом уровне, является – да где ж они столько учителей наберут?!! В этом восклицании собрано очень много характерного для русскоязычной части эстонского общества. Это и некое презрение к руководству страны (надо отметить, что руководство для такого к себе отношения сделало очень много), и некоторое дешёвое шапкозакидательство. И самая, что ни на есть, пошлая надежда, что все устаканится само по себе и шевелиться даже и не понадобится.
Увы. На этой лошади уже выехать не получится.
Руководители республики наконец поняли, что пришёл тот час, когда можно реализовать проект удушения русской части общества. Этот проект продвигался со времён конца Союза, и начался со слов “мы вам перекроем кислород так, что вы и не заметите”. Молва приписывает эту кулуарную фразу политику периода девяностых Марью Лауристин. Скорее всего это не так, но нужно отметить, что такой схеме правители следовали все эти годы. Медленно, постепенно, планомерно Теперь же процесс удушения входит в завершающую фазу.
Образование на русском языке, один из столпов русскоязычного общества Эстонии – рухнуло… Ну что ж, странно, что так долго продержалось.
Но все-таки… Где же они возьмут столько учителей? А теперь с этим нет никаких проблем, знаете ли. Теперь на место учителей, которые не тянут, придут… национальные кадры. Зарплаты у учителей неплохие. Почему бы и не работать?.. Тем более, что морочиться с языками не нужно.
Уровень образования упадёт, говорите? Ну и что же? До 9 класса ваших детишек как-нибудь доволокут, с двойки на тройку, а дальше пинком в свободное плавание.
Так продлится где-то пару поколений. А потом придут из садиков бывшие русские, прекрасно говорящие на государственном. И через десяток лет в такой школе они в лёгкую забудут и русский язык, и что такое говорить по-русски и зачем это надо… И будут, иногда с ностальгией вспоминая свои корни, говорить: “Я есть Тойво Иванофф, мой бабУшка быль русский. “
И ведь действительно, а на кой ляд им русский язык? Русских туристов обслуживать? Боюсь, что эти связи порвались надолго. С Россией дела вести, переговоры? Сколько тех, кому это нужно?… Раз-два и обчёлся. Нет, массе, при таком раскладе, русский язык, если смотреть рационально… лишняя нагрузка.
Между собой общаться? Так ведь можно и на эстонском поговорить. Молодые люди умеют экономить силы. К чему загружать мозги лишними языковыми сложностями, если можно так?…
Повздыхают-повздыхают старички…. да и помрут. От отсутствия кислорода. Наступит тогда благодать. И семейство Хельме утрёт, наконец, тяжкий трудовой пот со лба. Справились. Молодцы.
И что же делать?… А бежать, дорогие мои. Тогда, в девяностые, было два лозунга. Один я уже озвучил выше. А второй звучал так : “Чемодан, вокзал, Россия”.
Да страшно. Да сложно. Хотите сохранить свою культуру? Себя сохранить? Тогда время принимать сложные решения. Ну, а если не хотите… ну… колхоз дело добровольное.
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus
Уж больно цинично, Косенков, и главное – с презрением к читателям. Себя можете не ценить, не уважать же других – увольте, не имеете никакого права
Ирине Кург
Да не так уж и цинично. Скорее безжалостно, что по-моему оправданно. Увы, каждому – своё, что с моей стороны, действительно, цинично и жестоко. Но от суровой правды не уйти, хотя автор рекомнендует давний совет насчёт чемодана.
Единственное “но”. Языковой апокалипсис ещё не наступил. Более того, его могут предотвратить провал реформы на перой же стадии её воплощения или геополитические изменения, которые грядут.
Согласно, что это скорее просто трезво, без флера иллюзий.
Но сценариев развития геополитического расклада всегда несколько, поживем-увидим. К сожалению, сохранить государственное образование на русском невозможно, но домашнее образование с поддержкой дистанционки, вполне может дать неплохие результаты. Это я не к тому, что одобряю, а к тому, что выход есть.
Да, выход есть однозначно. И вполне целый букет выходов. Думаю, что и с сохранением бесплатного, полноценного образования на русском языке. Было бы кому отслеживать ситуацию
Я согласен с Вами, Димитрий Кириллович. Есть только одна палочка-выручалочка. Геополитика. В лице известных товарищей по имени “Искандер” и “Калибр”. И, похоже, только они освободят Середенко и ему подобных.
Здешняя “ылита” держится только на штыках пиндосов. А все идет к тому, что яйцо, (которое в утке), уже порядком подванивает и скоро потечет. И все может произойти очень быстро. Двое Хельми даже свой пот утереть не успеют. Именно это, на подсознательном уровне, и тешит русских людей.
Со всем к Вам уважением, посылать людей на эти три буквы (ЧВР) есть, по сути, то же самое, что посылать их на общеизвестные и широко распространенные три буквы.
А относясь к людям ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО и с УВАЖЕНИЕМ, надо делать совсем другое: не отрицая возможности ЧВР, что само по себе может оказаться в конкретных обстоятельствах совсем не лучше и даже катастрофичнее, показывать и разъяснять, какие возможности можно задействовать для отстаивания собственного достоинства и интересов.
Именно тут, у себя дома. Ибо если человек позволяет пинать себя одним, это с удовольствием примутся делать и другие.
Эстонский социум живет как камбала. Неподвижно маскируясь в донном песке. На каком-то историческом этапе, заметив тень над собой и проанализировав ее окрас и размер, выскакивает и отряхнув песок, либо нападает на нее, как в данном случае на одинокую, казалось бы Россию и русских, либо оценив свои шансы, подняв хвостом облако песчинок снова ложится в песок. Мимикрируя под эту самую поверхность.
В данный период, Эстония, выскочив из песка, в облаке самонадеянности, и не думает о самооценке. По крайней мере внешне это так.