Всемирный день русского языка

6 июня отмечается Всемирный день русского языка

Помню, давным-давно, ещё в институтскую пору, я оказался свидетелем того, как студенты-иностранцы удивлялись изобретательности и сложности русского разговорного языка. «У вас, у русских, все как-то очень непросто, – говорили они. – Ну почему одно и то же слово означает слишком многое? Почему «сопор» у вас – это и церковь, и деревянная загородка вокруг дома, и большой замок, висящий на двери, и когда у человека живот очень сильно болит – и все «сопор». Почему у вас «Настя» – женское имя, а «ненастье» – плохая погода? Что за язык, понять не можем».

А ведь дело все – в мелочах, в неправильном произношении одной или двух букв… Всего одна буковка – и смысл меняется.

За последние 25 непростых лет появился новый язык, который и языком то назвать трудно, и уж тем более – языком русским. Это, скажем так, новомосковский стеб. Некоторые называют его ещё арго, иногда – сленгом.

Стихи начали величать «слоганами», собрания – «тусовкой», мобильные телефоны – «трубой», деньги – «маржой», «баблом» («Где бабла столько наскоблил?»), разговор – «базаром» («За базар отвечаешь?»). Переговорить – «перетереть», прозвище – «погоняло», взломать компьютерную защиту – «хакнуть», смех – «ржака», девушка – «скво», она же «гирла», и т.п.

Появились привезённые из Штатов вопли восторга «уау!», в бытовом языке полным-полно выражений вроде «я тащусь», «прикольно», «в разы» (вместо традиционного русского «в несколько раз»), «в чем фишка?», «улётно» и т.д.

Как относиться ко всему этому? И вообще: как относиться к арго – положительно или отрицательно?

Говорят, что такие бурные всплески появления новояза обычно совпадают с нестабильностью в обществе, с тем, что люди, особенно молодые, в поисках выхода из тисков бедности, неудовлетворенности своим положением начинают бунтовать, и всплески эти находят
выражение в рождении языка, который поначалу бывает непонятен едва ли не всем, но потом к нему начинают привыкать. В нынешнее время, говорят, авторы его – «злые внуки перестройки».

Всеобщая компьютеризация – конечно, благое дело, но это «благое дело» внесло серьёзную лепту в искажение русского языка. Интернет, как кто-то метко выразился, «испепеляет грамотность».

Очень популярным, например, стало слово «превед». У него есть даже своя история. Один американец – знаток русского языка – решил выпускать газету «Привет», но поленился проверить, как правильно пишется это слово, поручил проверку компьютеру. В результате газета вышла под названием «Превед».

Именно компьютер подарил нам памятное выражение «каг дила?», звонкое словечко «афтар» (автор).

Я уже не говорю о фактологии, появляющейся в Интернете: каждый факт из жизни какого-нибудь реального лица или государства надо трижды или четырежды проверить, а потом ещё и перепроверить. И всё равно могут быть ошибки. Интернет любит их допускать.

Трудно было русскому языку сохранить себя, если даже премьер правительства великой страны Виктор Степанович Черномырдин иногда выдавал такие перлы, что знатоки-лингвисты немели. Ну как не вспомнить его знаменитые выражения: «хуже водки лучше нет», «здесь вам не тут» и «мы продолжаем то, что уже много наделали»!

А вот вообще исключительное выражение, по-своему, если хотите, гениальное. Автор – все тот же незабвенный Виктор Степанович: «Мы не можем никому делать в ущерб себе». Оборотистые люди собрали эти запоминающиеся «верлибры» в книжки и, продав их, сколотили неплохой капитал.

У российского премьера были достойные последователи – вице-премьеры. Например, как рассказывают очевидцы, вице-премьер Яров, приехав в Питер на юбилей библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, в своём выступлении назвал её библиотекой имени Салтыкова и Щедрина.

В России среди школьников появилось выражение «Баба ЕГЭ». Раньше была сказочная Баба-яга, сейчас же есть не менее сказочное нечто – Баба ЕГЭ, экзамен, который каждый год с большим трепетом, с удивлением и непониманием сдают школьники.

Даже у деятелей культуры, людей интеллигентных, и у тех возник свой язык. Вот ведь как…

Человек – это «чел». Молодой человек, юноша – «крендель». Талантливый молодой человек, вундеркинд – «вундерс» или «продвинутый крендель». Неуравновешенный психопат, неврастеник, каких в среде искусства немало,– «кекс с крезой». Репетиция – «репа». Гитара – «лопата». Литература – «литра». Библиотека – «библа». Красивая девушка – «морковка». Девушек еще зовут «муренами». Все, видимо, зависит от характера и внешности девушки. Завзятого хиппи, каковых на улицах наших городов появилось немало, называют «олдовым хиппаном»…

И этот список можно продолжать долго.

За истекшие два десятилетия мы услышали столько новых слов и новых выражений, что потеряли им счёт; видели столько плакатов, уличных транспарантов, растяжек, баннеров, где нам чего только ни предлагали, что перестали удивляться. Многие под воздействием такой агитации (иначе не назовёшь) приходили к выводу, что ветер дует потому, что деревья качаются.

Надо отдать должное многим популярным российским изданиям – они вели и ведут борьбу с новоязом.

В России более ста народов и народностей, у каждого народа – свой язык, своя культура, все это развивается, живёт, и русский язык в общении является связующим языком. Якуты, буряты, ненцы, чукчи всегда точно знают направление в тундре, в тайге, в горах, никогда не плутают. Когда их спрашивают, почему это происходит, отвечают: «Мы всегда помним дверь дома, из которого вышли». Очень мудрый ответ. Почему не всегда это помнят те, у кого русский язык – родной?

Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Итак, вначале было Слово, а Слово – начало языка. Всякий народ любит свой язык и переживает за него. Так и у нас, в России.

У интеллигентных людей вызывает беспокойство, например, школьное образование, новые программы, которые преподносят ученикам. Раз это вызывает беспокойство в обществе, значит, этим надо заниматься. До жалкого минимума сведены уроки литературы, искусственно допускается перекос в оценке литературного наследия России, в именах – глядишь, с таким подходом Баркова будут скоро ценить выше Пушкина. А это недопустимо.

Забыта истина, высказанная когда-то великим мыслителем, философом В. В. Розановым: «Книги читаются не для удовлетворения, не для информации, а для изменения души».

Более того, литература, одним из производных составляющих которой является язык, влияет не только на «изменение души», но и на науку, на практику во всех их отраслях, как мне кажется… У одного знаменитого физика, академика и лауреата, автора многих книг, спросили: что нужно сделать, чтобы школьникам привить, например, любовь к физике?

Тот ответил коротко: «Увеличить число уроков по литературе».

У нас же частенько делается наоборот.

Валерий Поволяев

Источник

Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.

MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH

EE332200221063236182

Пояснение: annetus

Стоит прочитать!

Мстислав Русаков: Minority SafePack обеспечит сохранение русского образования в Эстонии

Гражданская инициатива Minority SafePack, которая должна обеспечить европейским национальным меньшинствам стран ЕС пакет минимальных прав, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.