19 августа отмечается Всемирный день фотографии.
Талантливый фотограф и путешественник Владимир Войчук, участник многочисленных выставок, публикуется в Daily Mail, The Daily Mirror, The Guardian, Daily Star, Paris Match, «Вокруг света».
Владимир, скажите, фотография – это профессия? Если нет, то кто вы по профессии?
Фотография для меня – хобби, способ поделиться волшебными мгновениями из жизни природы. Словами это не передашь, а показать на фотографии можно во всей красе. Чтобы это стало профессией, мне нужно проделать ещё немалый путь. Я, можно сказать, ещё в самом начале этого пути. По специальности я автослесарь, а по жизни чем только не приходилось заниматься: разработкой веб-сайтов, работой менеджера в торговой организации, предпринимательской деятельностью.
А чем вы увлекались в детстве? Была ли связана ваша семья с творчеством и путешествиями?
Моя семья – это самое главное в жизни. Моя любимая жена, прекрасная дочь, маленький сынишка и мама. В жизни нет ничего главнее их улыбок и смеха. С творчеством связан только я, но моя дочь подаёт определённые надежды. Ей очень нравится рисовать, она проявляет интерес к фотографированию. Будет приятно, если она вдруг пойдёт по моим стопам. Сам я в детстве увлекался футболом и, вы не поверите, – фотоделом! Не каждый из современных молодых фотографов может похвастаться этим. Чёрно-белая фотография, только ручные настройки и «живая» проявка под красной лампой. Даже ностальгирую по тем временам.
Что наиболее интересно зрителю, на что сейчас хочет смотреть человек? Какие ваши снимки особенно замечают люди?
Сейчас в России много невероятно талантливых фотографов-натуралистов. Их работы поражают умы и тысячами копий разлетаются по соцсетям. Но искушённому зрителю повторяющиеся фотографии одних и тех же туристических мест уже набили оскомину. Именно поэтому я никогда не ездил и, вероятно, не поеду в фототур. Мне нравится, когда мои фотографии удивляют, когда говорят: «Это фотомонтаж, такого не бывает». Именно за такими моментами я и охочусь, чтобы вызывать такую реакцию. В прошлом году многие зарубежные СМИ распространили мои фотографии с лентикулярными облаками на Камчатке. Они сравнивали их с большими летающими тарелками. По-видимому, такие снимки и замечают больше всего. Некоторые из этих фотографий технически просты, их можно было даже сделать в автоматическом режиме. Но людей удивляет что-то необычное. Поэтому состояние природы или какое-то редкое природное явление для меня порой важнее удачного ракурса или места.

Кстати, я фотографирую не для людей. И как бы это странно ни звучало, не ради фотографии. Планирование, длительная подготовка – все ради самого момента съёмки. Мне важно оказаться в нужном месте в нужное время. Поэтому моя карта маршрута всегда усеяна не только точками стоянок, но и множеством предполагаемых точек съёмки, путями радиальных выходов. Именно во время съёмки, при удачных обстоятельствах, я получаю то, что мне нужно – наслаждение моментом и чувством удовлетворения при выполненной задаче. Мне не важно, насколько будет интересна эта фотография зрителям. Это как на рыбалке – результат, конечно, важен, но гораздо приятнее сам процесс ожидания, единства с природой и выуживания долгожданного трофея. Только потом, вернувшись домой, я погружаюсь в воспоминания о своём приключении, разбирая архив с фотографиями, из которых выберу самые удачные, чтобы показать их всем.
Почему именно пейзажная съёмка? А не репортаж или люди?
Люди – это семья и близкие для личного альбома, не более. Репортаж? Наверное, это интересно, но так получилось, что я полюбил передавать красоту природы. Городской пейзаж тоже редко снимаю, хотя мне очень симпатичны фотографии многих авторов, работающих в этом жанре. Я вообще никогда не имею при себе камеры. Наверное, я был бы похож на охотника, таскающего повсюду своё ружье. Моё фоторужье также для конкретных целей, то есть для меня первична любовь к самой природе, а фотография – способ запечатлеть её волшебство и показать людям.
Как вы выбираете местность для съемки? Какие-то места притягивают вас сильнее? Почему Камчатка?
Для начала я определяюсь с местом путешествия и его характером. Это может быть пеший горный поход, восхождение или сплав по реке. Зачастую получается все вместе. И неудивительно, что в какой-то момент выбор пал на Камчатку. Прежде чем решиться поехать в то или иное место, я долго изучаю его по картам. Проецирую рельеф местности в 3D, смотрю, какие места могут оказаться интересными для съёмки, где разместить лагерь, чтобы быстрее и удобнее добраться к месту ночной или рассветной съёмки. Ищу на спутниковых снимках признаки небольших озёр и урочищ. Просматриваю фотографии этих мест с геопривязкой. Я должен максимально изучить местность, чтобы в подробностях построить свой маршрут. А притягивает меня, безусловно, все загадочное.
Камчатка, Кавказ, вулканы… Вы любитель гор?
Да, все началось с гор. Впервые я побывал в горах Восточного Саяна. Сначала был пеший путь из Бурятии через массив Тункинских гольцов к реке Китой с последующим сплавом пятой категории сложности. Это было что-то новое, бодрящее и невероятно экстремальное. Саянские горы навсегда изменили мою жизнь, я понял, насколько она была бедна без этих ощущений. Кстати, это время можно также считать началом моего увлечения пейзажной съёмкой.

Вам комфортнее чувствовать природу и кадры в одиночку или в компании?
Что может быть лучше в путешествии, чем компания хороших друзей? Это и задушевные беседы за ужином у костра, и разделённые эмоции от увиденного. Помощь друга на непростом маршруте неоценима, всякое бывало… Не всегда мне удавалось собрать команду, но это не становилось поводом для отказа от своих планов посетить то или иное место. Наоборот, я это расценивал как возможность максимально сконцентрировать внимание на съёмках и получить новый опыт. В коллективном путешествии на тебя возложен ряд обязательств, особенно если ты являешься организатором этого мероприятия. В сольном же походе я сам распоряжаюсь своим временем и свободен в выборе маршрута. Иногда я находил попутчиков и путешествовал с ними.
У вас есть снимки ночной природы и звёзд. Чем для вас отличается ночь от дня?
Для меня это самый интересный вид пейзажной съёмки. Я даже являюсь участником проекта Nightscape.ru, который объединяет любителей ночных пейзажей и астропейзажей. Как я уже говорил, для меня очень важен сам процесс съёмки, и как раз ночью съёмка наиболее интересная и размеренная. Во время наблюдения за красивым звёздным небом неизбежно приходят мысли о чем-то бесконечном. Говорят, бесконечно можно смотреть на три вещи… Но я бы предпочёл смотреть на звезды. В отличие от дня, ночная съёмка требует больше усилий, времени, подготовки и хотя бы небольших по знаний в астрономии. Процесс усложняется, но тем становится интересней.

Какие есть еще места в России, которые способны выдернуть человека из обыденности и приблизить к самому себе или к чему-то более значимому?
Есть ли места в России? В стране, которая размахнулась на половину земного шара? Я уверяю, что ночёвка в палатке на берегу Волги способна выдернуть большинство людей из обыденности. Но ведь и по-настоящему волшебных мест в России немало. Можно прогуляться на лыжах по зимней сказке Урала, на коньках по кристально чистому льду Байкала, медитировать, глядя на полярное сияние в Хибинах, посетить Карелию, Якутию, Алтай, Таймыр… Перечислять можно долго. Если хочется чего-то уж совсем необычного, то остров Врангеля подойдёт. Но вопрос ведь в другом – сможет ли сам человек себя выдернуть? Многих просто устраивает тот мир, в котором они живут.

Были ли особенные истории во время съёмок и путешествий?
О да! Я хорошо помню свою первую встречу с медведем. Она была ожидаема, так как это происходило в месте, где повсюду были следы жизнедеятельности косолапых. Мы с друзьями тогда спускались с вулкана Плоский Толбачик нестандартным и непростым маршрутом. Был очень сильный туман. И в тумане казалось, что каждый крупный камень похож на медведя. Вот тебе уши, нос и даже голову вертит вроде. Но каждый раз, присмотревшись, мы убеждались, что это всего лишь вулканическая глыба причудливой формы на травяной поляне. Так произошло и в очередной раз. Мы уже привычно рассматривали нечто, рассуждали, насколько оно похоже на медведя, пока вдруг на задние лапы не встал соседний «камень». Это было довольно неожиданно. Раньше я пытался представить эту встречу, думал, как я ловко достану фотокамеру… Но реальность оказалась другой: мохнатая громадина и неконтролируемый выброс адреналина. Тем не менее, переведя дух, за фотоаппаратом я все-таки полез. Правда, осуществить задуманное уже не дали друзья, убедительно попросив меня не испытывать судьбу. Потом была вторая встреча, третья, дальше это стало привычным.

Как-то был случай, медведь пришёл ночью в наш лагерь и начал хулиганить. Это было во время сплава по реке Быстрая Малкинская. Здесь ещё такая предыстория: во время похода мой друг каждую ночь всех будил. Ему всегда казалось, что рядом с палаткой медведь. Но тревога каждый раз оказывалась ложной. «Смотри, – говорю, – а то получится, как в рассказе про мальчика, который все время кричал “Волки! Волки!”» Но в этот раз присутствие медведя было очень хорошо слышно. Издавая нервный рык, он разбирался с нашими вещами у палатки. Собрав волю (или что-то другое) в кулак, мы выбежали со свистом и прогнали лохматого хулигана. Осмотревшись, оценивая ущерб, мы были не готовы к увиденному – наше судно было разорвано. А у нас ещё два дня пути по реке. Все четыре баллона катамарана получили повреждения разной степени. Кое-как за оставшуюся ночь мы склеили катамаран. Правда, дальше, на протяжении всего путешествия, его нужно было непрерывно подкачивать.

Однажды пришлось возвращаться в лагерь уже ночью. При этом фонарик непредусмотрительно остался в палатке. Два часа на ощупь в кромешной темноте, по горной местности, через шлаковые поля, изрезанные оврагами и обрывами. Это сложно представить, не ощутив на собственной шкуре. Но это были всего лишь временные трудности по сравнению с реальной опасностью встретить медведя в темноте. Тем более что незадолго до этого, в сумерках, нам встретился один крупный представитель косолапых. Встреча нос к носу – это худшее развитие событий, если речь идёт о медведе. Нарушается личное пространство зверя, и за этим следует неминуемая защитная реакция. Чтобы не допустить таких неожиданностей, при продвижении приходилось постоянно шуметь. Громкий свист и звуки, издаваемые стуком металлических вещей, пугают зверя, и он, скорее всего, предпочтёт убежать в противоположную сторону.
А есть желание расширить географию и поехать снимать природу других стран и континентов?
На данный момент другие страны я рассматриваю только для семейных путешествий. Конечно, если будет возможность, я не откажусь от какого-нибудь коммерческого сафари. Но все равно это не то, что мне интересно, намеренно я не отправлюсь в другую страну ради коммерческого фототура. А идей для съёмки хватает и в России. Не думаю, что в ближайшее десятилетие мне удастся эти идеи исчерпать.
беседу вела Катерина Вендилло
contraltopeople.ru