После жаркого лета и затихарившейся в отпусках внутриполитической борьбы в Эстонии снова раздаются громкие и радикальные заявления политиков правящей коалиции. Замечено и недавнее обещание лидера партии нацонал-консерваторов EKRE Мартина Хельме без раскачки начать активное сопротивление правительству Каи Каллас.
Она и министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс не скрывают свою склонность к авторитаризму, вызывающе и нагло противопоставляя исполнительную власть представительской, даже Конституции ЭР.
Самое опасное, что ждёт эстонский политикум, так это даже не продолжение оппозицией скандально нашумвшей весной политики обструкции, а желание правящей коалиции брутально продавить все свои планы, демонстративно игнорируя парламентскую оппозицию.
Весенние баталии парламентариев не просто бросили тень на Рийгикогу скудостью политической культуры и даже неумением элементарного человеческого общения и недостатком воспитанности, но и способностью нашей политэлиты управлять страной.
Последние парламентские баталии можно было охарктеризовать, как посмешище над демократией, в народе обзываемое, как «tsirkus Barcelona». Причем критики достойны обе стороны. Но очевидно, что провоцировала оппозицию на буйное выражение своих чувств наглая и высокомерная правящая коалиция во главе с главным провокатором – премьер-министром Каей Каллас. Остаетмся впечатление, ч то оне стлко радуется пробиванию своих планов через параламент, сколько упивается наслаждением от беспомощностью оппозиции отставиать то, что поддерживает население страны.
Подтверждением этого может служить появившийся в Ютубе полный сарказма видеоролик-«попурри» составленный Моникой Регина на основе официальной парламентской записи заседания Рийгикогу 20 июня этого года, когда обсуждалось доверие правительству. Автор назвала своё творение так: «Выражение недоверия 20.06.2023. (лакомые кусочки)». Он доступен в Ютубе по адресу: Peaminister Kaja Kallase umbusaldamine 20.06.2023 (parimad palad) – YouTube
Моника Регина поясняет, что данное видео собрано с увеселительными целями из совмещённых между собой фрагментов официальной записи реального, чрезвычайного заседания Рийгикогу и представляет собой «самый дорогой реалити-шоу».
Приняв всё это во внимание, тот, кто следит за работой парламента, оценит ролик именно за то, что он вполне убедительно передаёт атмосферу в зале Рийгикогу. А также пустопорожность происходящего и злобливость депутатов при всей их формальной взаимной вежливости.
При всём при том, в ролике нет того, что демонстрируют реальные заседания парламента, которые полны непристойных жестикуляций и высказываний, хамства и несдержанности депутатов.
Итак, ниже представлена реалити-шоу Моники Регина.
***
Сийм Похлак (партия EKRE): А вдруг вы всё же извинитесь перед эстонским народом, так как он оказался обманутым? Особенно этих извинений ждут многодетные семьи (отказ правящей коалиции от увеличения пособий многодетным семьям – прим. переводчика).
Кая Каллас (премьер-министр, партия Реформ): Ошибкой было само повышение размера пособий (незадолго до парламентских выборов они были увеличены – прим. переводчика). Они сами по себе щедрые. Такие семьи непременно сами со всем справятся.
Сийм Похлак (EKRE): Я ни слова не услышал о ваших извинениях. Может удосужитесь хотя бы чуть-чуть попросить прощения у эстонского народа?
Кая Каллас: У нас нет никакого желания делать это (тут не разобрать: не то смех в зале, не то он смонтирован, но при этом Каллас обратила свой самодовольный взор в сторону депутатской фракции партии Реформ – прим. переводчика).
Хелле-Мооника Хелме (EKRE): Это и есть ваша новая политическая культура: враньё, угрозы…
Кая Каллас: Вы же сами хорошо знаете, что так и есть.
Рене Кокк (EKRE): Вам не стыдно?
Кая Каллас: Нет.
Рене Кокк (EKRE): Спасибо.
Керт Кинго (EKRE): Как долго ещё народ должен терпеть вашу ложь и террор?
Кая Каллас: Это невозможно знать.
Танель Кийк (Центристская партия): Вы слишком хороши для жителей Эстонии…
Кая Каллас: разумеется, так и есть.
Хенн Пыллуаас (EKRE): Простите, Вы вообще адекватны?
Кая Каллас: Спасибо. Нет, конечно. Мне кажется, что у вас в ухе находится переводчик, который превращает мои слова в вашем восприятии в угрозы.
Эвелин Пооламетс (EKRE): Прошу прощения, но вы как жидкость, которая принимает форму сосуда…
Кая Каллас: Проблема, о которой вы говорите, очень правильная.
Калле Грюнталь (EKRE): Я открыл книгу по психологии в том месте, где упоминаются нарциссы. Вы понимаете, на что я намекаю? (Речь о нарциссизме, т.е. самовлюблённости и завышенной самооценке – прим. переводчика).
Кая Каллас: Нет, не понимаю.
Эстер Краузе (Центристская партия): Чтобы вы сказали людям, зарабатывающим сегодня 1200 евро в месяц?
Кая Каллас: Спасибо. Прежде всего, мне приятно, что многие предприниматели не хотят повышать зарплату, так как прибавку люди так или иначе не получили бы. Она ушла бы на выплату налогов.
Рене Кокк (EKRE): Я снова спрошу: вам не стыдно?
Кая Каллас: Нет.
Рийна Солман (партия Isamaa): Вы находитесь в ситуации, когда свыше половины Эстонии испытывает грусть?
Кая Каллас: Сил вам всем.
Калле Грюнталь (EKRE): Я знаю, что вы планируете занять место заместителя председателя Европейской Комиссии.
Кая Каллас: Что-что?
Калле Грюнталь (EKRE): Это «Что-что?» – информация, которая уже просочилась наружу.
Кая Каллас: (смеётся).
Калле Грюнталь: Дорогуша!
Кая Каллас: Э-э-э… Дорогуша…Э-э… Нет (усмехается). Что, я – заместитель председателя Европейской Комиссии? Прямо так, что ли? Интересно, что со мной об этом никто не говорил. Ну, что ж…
Виталий Белобровцев (Центристская партия): Надеюсь, что я не кажусь клоуном и потому не буду использовать приёмы путинской России и гитлеровской Германии, если спрошу у вас: «Вы не ощущаете, что благодаря поведению правительства в обществе сложилось абсурдное, если не… (следующее слово звучит неразборчиво – прим. публикатора) положение.
Кая Каллас: Прежде всего, не ощущаю. Отвечаю на ваш вопрос: нет, не ощущаю.
Антс Фрош (EKRE): Вы не боитесь превратиться в героя сказки Андерсена – «принцессу на горошине»? (персонаж одноимённой сказки о девушке, королевское происхождение которой доказали из-за её чувствительности – прим. переводчика).
Кая Каллас: Нет, не боюсь. Спасибо.
Анастасия Коваленко-Кылварт (Центристская партия): Не настало ли время начать решать проблемы, а не создавать их?
Кая Каллас: Это было бы неразумно.
Вадим Белобровцев (Центристская партия): … если мы потеряли четыре пункта и оказались на 33-м месте и вот уже в этом году занимаем 54-е место…
Кая Каллас: Не в курсе по поводу этого конкретного индекса, хотя заметила бы, что с 34-го места на 33-е не такое уж сильное падение (тут нет ошибки, текст полностью сответствует сказаннному Каей Каллас – прим. переводчика).
Сийм Похлак (EKRE): Под ваши руководством за два года мы упали с 29-го места на 54-е, так что это совсем катастрофическое снижение.
Кая Каллас: Я горжусь этим.
Сийм Похлак (EKRE): … Так когда же Ээсти 200 (партия, находящаяся сейчас в коалиции с реформистами и соцдемами – прим. переводчика)?
Кая Каллас: Да, спасибо.
Март Хельме (EKRE): Для вас очевидно будет сюрпризом, но я не объединился с теми, кто голосовал против вас. Я должен признать, что ваше высокомерие и бесстыдство вполне мирового уровня.
Кая Каллас: На самом деле ваше указание на внимательность, очень верно.
Март Хельме (EKRE): Вы меня поняли? Спасибо.
Кая Каллас: Впервые я согласна с вами. Потому что я вышла замуж по любви.
Урмас Рейнсалу (Isamaa): Г-жа, премьер-министр! Вы сказали, что недоверие к вам – абсурдно.
Кая Каллас: Во-первых, не приписывайте мне слова, которые я не произносила… (Тут же автор видеоролика воспроизводит то место записи заседания, когда за две минуты до сказанного Каей Каллас она же говорит: «Да, согласна с вами, что данное выражение недоверия – абсурд».
***
Конечно, приведённые диалоги не стоит воспринимать дословно, особенно в отношении ответов Каи Каллас, которые скорее всего ловко смонтированы автором видеолролика. И уж не очень серьёзно тоже: Моника Регина – явно сторонница партии EKRE или оппозиции. Да и используемые ею высказывания даны вне контекста полного заявления депутатов и особенно премьер-министра.
Но, всё-равно, реальный законотворческий дух, царящий в высшем заклонодательном органе страны, разочаровывает И это как раз в данной видео-пародии передано вполне адекватно.
Но что важней всего, и эта запись, и все остальные, которые документируют работу Рийгикогу за последние год-два, показывают, что прописанный в Конституции ЭР парламентаризм, если ещё не находится под угрозой, то пробуксовывает, дискредитируя в глазах обывателя государство, его устои.
У нас налицо все основные признаки авторитаризма, которые пронизывает государственную машину. Этому не может не способствовать примитивнейшая русофобская истерия на государственном уровне, а также военные действия на Украине, в силу которых Эстония объявила Россию врагом, и чуть ли не состояние войны с Москвой. И, наконец, это – наступивший, но ещё не достигший своего максимума экономический кризис, о котором уже говорят не только эксперты, но ощущает и население.
История учит тому, что такие факторы – сильные стимуляторы для авторитарности (пока ещё не диктатуры) руководства страной. Она может быть реализована и коллективно – в лице межпартийной коалиции. Особенно дают знать о себе эти симптомы последний год.
Тем, кто не верит в проникновение в управление нашим государством авторитаризма, можно порекомендовать прочитать статьи хотя бы в Интернете. Одна из них: Masa Media | Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма? – Издание о политике, правах и законах Казахстана
Итак, признаки авторитаризма:
*Автократия – государство возглавляет и управляет им один человек или небольшая группа лиц.
*Законы и права недостаточно соблюдаются на практике, хотя существуют на бумаге.
*Нарушен принцип разделения властей. Суд лишен независимости, парламент не имеет реальной власти.
*Неподконтрольность власти гражданам. Мнение народа почти или совсем не учитывается при принятии законов и важных решений.
*Монополизация политики. В государстве почти или совсем нет оппозиции, независимых СМИ, политические права граждан ограничены. Могут функционировать партии, организации, профсоюзы, но для властей они являются «карманными».
*Командный стиль руководства, оппонентов власти подвергают репрессиям.
Стоит вникнуть и в определение авторитаризма, приводимое в указанной выше статье:
«Политический режим, при котором у власти стоит один человек или группа людей, а народ в управлении страной участвует минимально. При этом права и свободы человека частично сохраняются, есть элементы гражданского общества.
Государство, в первую очередь, стремится контролировать политическую сферу, не допускают в нее новых людей, конкурентов. Экономика, культура, бизнес, социальная сфера могут жить своей жизнью, главное — быть аполитичными или лояльными действующей власти».
Если кто-то думает, что сказанное характеризует только
страны Центральной Азии, а также Россию, Китай, страны Ближнего Востока и Африки, то он должен признать, что робко, но в этот перечень, хоть и кандидатами, можно вписать и Эстонию, другие страны Прибалтики, Восточной Европы, да и остальные страны Запада.
Вопрос не в том, плох или хорош авторитарзм, а в том осознаём ли мы его признаки, хотим ли мы его, как формы управления государством, нужен ли он для спасения автократов или всё же страны.
Димитрий Кленский,
переводчик и публикаторТаллин, 18 августа 2023