или Есть ли жизнь на Марсе? А ростки фашизма и нацизма в Эстонии и в мире?
Истерическая реакция политиков Эстонии и их «карманных» СМИ на то, что известный политик Михаил Стальнухин назвал «фашистами» и «нацистами» членов правительства, принявших решение о зачистке Нарвы от «красных памятников», показательна тем, что никто из них даже не пытался опровергнуть обвинение по существу.
Впечатление такое, что политики и журналисты считают «нехорошие» слова, произнесенные Стальнухиным, всего лишь ругательством и понятия не имеют, что такое (нео)фашизм или (нео)нацизм в современном мире?
Но тот, кто в теме, признаёт первичные признаки фашизма и намёки на нацизм, которые проявились в секретной и, как выяснилось, незаконной «противотанковой войне» высших ветвей власти Эстонии с жителями Нарвы. Уничтожение памятника – уничтожен ие памяти, то есть информации. Именно эту цель преследовало и сжигание неугодных книг внацистской Германии.
Проблема не ограничивается предвестниками фашизма и нацизма – авторитаризмом и тоталитаризмом, произрастающими ныне на полях «девальвирующей» западной демократии. Проблему параллельно определяет и такой симптом, как русофобия – Эстония, вместе с Западом, стремительно становится всё более отъявленной в антироссийской злобе, воинственнее к россиянам и местным русским/русскоязычным жителям, которых эстонская пропаганда обрабатывает в духе «кнута и пряника» (призывы к единению с эстонцами и тут же призывы ограничивать в правах русских и русскоязычных).
Люди в ожидании большой беды
Не должны смущать или быть основанием для отрицания проблемы то, что нет единого мнения о современном понимании и критериях фашизма и нацизма, как способа управления государством. Даже фашизм прошлого сильно разнился, имел национальные особенности, достаточно сравнить итальянский (Муссолини), испанский (Франко), португальский (Салазар), чилийский (Пиночет), греческий («черные полковники») виды фашизма. Своеобразные были и президентские, профашистские диктатуры в Прибалтике накануне Второй мировой войны.
Сегодня угрозу фашизма и его высшее проявление – немецкий нацизм, интуитивно ощущают всё больше и больше простых людей, это видно, и по комментариям в Сети, и в разговорах людей старшего поколения, имеющего историческую память о настоящей войне – миллионные людские потери и безмерное горе, страдания, причиной чего стали фашизм и нацизм в ХХ веке.
О многом говорит и характер текущей политики Эстонии, а это – растущая милитаризация Эстонии, подогрев в обществе русофобии и реваншистские настроения в пользу популяризации «орднунга» в нацистской Германии. Последнее усматривается и в том, что в респектабельном журнале «Imeline ajalugu» («Удивительная история») в последние год-два налажен поток публикаций о нацистской Германии, её вождях.
И то, что политики и СМИ замалчивают тревогу, охватившее общество, только подтверждает сказанное. Власти и общество не озабочены растушей угрозой большой беды, нет разъяснений о таких симптомах фашизма, как проклёвывающие в условиях демократии авторитаризм и тоталитаризм, а при проявлениях нацизма – ещё и расизма (как его подвид: русофобия, антисемитизм), делящего людей на высшую и низшие расы и сорта (Например, в наше время на «золотой миллиард» и остальные жители мира).
Иллюзии, создаваемые демократией
«Диагноз», поставленный Стальнухиным политической элите страны, стал шоком не только для этнократии, но и большей части населения. Это, либо от убеждения, что Эстония – по всем статьям, правовое, демократическое государство и потому неверия в такие непривычные страшилки, либо от сверхдерзкого откровения нарвского политика. На том стоят и оппоненты Стальнухина, хотя сами при этом, как на базаре, позорно и хором обзывают его самыми непристойными выражениями, безнаказанно предъявляют ему дикие упрёки, даже угрожают ему. Такая вот политическая культура, такая демократия с «проплешинами».
Проявилось то, о чём говорил Уинстон Черчилль: «Демократия – отвратительная форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало». Куда определённее высказывался Карл Маркс, по которому демократия сводится к ситуации, когда представителям эксплуатируемых классов раз в пять лет дозволяют решать, кто из представителей господствующих классов будет представлять эксплуатируемых в парламенте и подавлять их вне парламента. И уж совсем саркастически высказался Бернард Шоу: «Демократия – это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам».
Короче, это эффектный обман, в который основная масса людей верит, несмотря на то, что никогда ещё в капиталистической стране буржуазия не проигрывала выборы. И не проиграет, ибо она оплачивает громадные, и не только предвыборные, расходы своих ставленников! Есть подсчёт, что на последних выборах в Рийгикогу расходы на одного избранного депутата равнялись миллиону евро.
Авторитаризм и тоталитаризм
Исторический опыт показал, что демократия более или менее остается в людских иллюзиях чистой и пушистой, а выборы воспринимаются честными и справедливыми. Но опыт показывает, что такое благодушие царит до тех пор, пока в государстве и обществе царит стабильность, а значит, определённое доверие населения к власти. Как только современный капитализм даёт сбой, спокойствие нарушается, и в том же демократически устроенном государстве приницип коллективного управления тут же уходит на задний план и авансцену захватывают авторитаризм или его более брутальная форма – тоталитаризм.
При авторитаризме решающая роль в реализации власти принадлежит одному человеку, группе людей (авторитаризм узкого круга лиц) или партий (коллективный авторитаризм), которых поддерживают услужливые и проплаченные «придворные» СМИ, а также или содействие полным преданности власти чиновничьим аппаратом.
При тоталитаризме руководство государства подчиняет жизнь людей одной единственной господствующей идее, принуждает «плясать всех под одну дудку» и создаёт прочную систему власти, которая работает на эту идею. Господствующая в Эстонии мощная русофобия, как чуть ли не национальная идея, тоже – признак тоталитаризма.
И то, и другое непременный атрибут фашизма и его немецкого аналога – нацизма. То есть, фашизм и нацизм авторитарны или тоталитарны сами по себе, но не всякий авторитарный или тоталитарный режим представляют собой фашизм или нацизм. Тут важна «критическая масса» – минимум признаков, превышение которой только и позволяет признавать всю систему власти авторитарной или тоталитарной.
Следующий вопрос: что ж такое фашизм и нацизм, чем они отличаются от авторитаризма и тоталитаризма и между собой? Для этого я воспользовался разъяснениями доктора философских наук Михаила Попова, изложенные им в Сети на портале «Разведопрос».
Суть фашизма, как такового
Самое давнее и глубокое определение фашизма дал деятель болгарского и международного коммунистического движения Георгий Димитров: это – «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».
Здесь не следует преувеличивать значение слова диктатура,ибо таковой является любая власть. Да, советская власть представляла собой диктатуру пролетарита, а демократия – диктатуру буржуазии (правящего класса при капитализме). Но ключевых слов в определении – два.
Первое – открытая. Пуант в том, что при демократии все прегрешения власти осуществляются за кулисами событий. Ведь схема при демократии такова: сначала проголосуем, потом посадим, и, наконец, изолируем или прикончим. Вот в США смертельная казнь во многих Штатах – всё по закону.
Второе ключевое слово – террористическая. В этом слове выражена главная метода фашистской власти – наводить чудовищный ужас и страх среди населения, что гарантирует беспрекословное принятие и подчинение этой власти.
Важно и пояснение: что понимается под финансовым капиталом? Это – не только банки, которые в наше время превратились в самостоятельную мощную силу, влияющую на развитие мировой экономики. Это и сращенный с финансовой олигархией промышленный капитал, что свойственнно империализму (не путать с имперскостью, как характеристики государственного устройства), как высшей стадии капитализма. То есть, такой экономической системы, когда капиталы переносят на международный уровень борьбу за влияние на рынки сырья и сбыта, их передел, то есть за своё развитие и существование, что и приводит к войнам, в том числе к мировым.
Силовое игнорирование демократии
Известно, что империализму свойственна тяга к фашизму или к его элементам, как к возможности решать свои финансово-экономические и социальные проблемы внеэкономическими методами. С появлением колоний после открытия Колумбом Америки, капитализм не только бурно подпитывался за счёт многовекового грабежа захваченных заморских территорий, что позволяло в ХХ веке ещё и гарантировать относительно высокий уровень социального обеспечения населения, а значит и стабильность в обществе.
Диссонансом стала реваншисткая Германия, обделённая при захвате колоний, униженная после Первой мировой войны, а потому решившая превратить в свои неоколонии, как Европу так и Советский Союз. Реализовать этот проект помог усовершенствованный гитлеровцами фашизм, возведённый ими благодаря теории превосходства германской нации над остальными в высшую форму фашизма – нацизм.
Фашизм – бесчеловечен и беспощаден, но и прост в исполнении. С потерявшим голову Гитлером, вышедшим из под контроля Запада, кстати, который сам активно помогал фюреру придти к власти, получился перебор и в итоге спасаясь от немецкого фашизма – нацизма, сами империалистические страны (США, Великобритания и другие) вынуждены были покончить с «коричневой чумой» – вместе с другим своим заклятым врагом – социалистическим СССР.
Показательно, что и после Нюрнбергского процесса открытые фашистские диктатуры процветали в Испании, Португалии, а позже путч «черных полковников» в Греции (1967 год), или вспомним Чили (1973 год).
Фашизм, это – десятки тысяч арестов, сотни убитых людей внутри страны и развязывание войн с другими. Много примеров и того, как в разные кризисы фашизм вкрапливается в госструктуры различных, сытых стран с рыночной экономикой.
Кстати, откровенно фашистский характер носил и «расстрел Белого дома» танками в Москве 3-4 октября 1993 года по указанию Президента РФ Бориса Ельцина. По сути, это был госпереворот, когда одна ветвь власти силой уничтожила другую, демократически избранную.
Фашизм стал «необыкновенным»
Показательны и бомбёжки Югославии авиацией НАТО во главе с США. В итоге нет больше этой страны. А участие США и их союзников (под выдуманным предлогом – наличие запрещённого оружия массового поражения) в войне против Ирака и повешение лидера страны Саддама Хусейна? Результат – уничтожение до миллиона жителей. Или участие европейских стран НАТО в уничтожении благополучной страны Ливии и допущение Западом садистского убийства её лидера Муаммара Каддафи, вызвавшего восторг госсекретаря США Хиллари Клинтон?
К приведённым примерам имеет отношение и Эстонская Республика, как участвующая в миссиях НАТО. С 1995 года в международных операциях (читай: участие в агрессиях) НАТО приняли участие более 2500 военнослужащих Сил обороны Эстонии. Это данные с портала Эстонского общества НАТО (Eesti NATO ühing).
И вот на что обращает внимание профессор Михаил Попов. В отличие от режиссёра знаменитого советского двухсерийного публицистического документальном фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», он называет современный фашизм «необыкновенным»! Почему так?
Ссылаясь на Круглый стол, обсуждавший в Греции тему «Фашизм в Европе», профессор сделал вывод: «У всех выступавших, кроме русских, было такое ощущение, что завтра их раздавит американский сапог». Учёный убеждён, что во многих европейских странах фашизм культивируется Вашингтоном и наибольших успехов он достиг в Прибалтике и на Украине. И даже выразил это явление в формуле: «Фашизм на эскпорт».
Сегодня симптомы фашизма имеются и у США. Подтверждение этому – последние скандальные президентские выборы, признанные в мире фальсификацией, сверхобманом, а также террором против тех, кто критикует Демократическую партию.
Фашизм и нацизм одного поля ягода
Так что такое фашизм? Как его определить, каковы его признаки? Известно эссе итальянского учёного и философа Умберто Эко «Вечный фашизм» (см. Умберто Эко: 14 признаков вечного фашизма (livejournal.com)), в котором он расматривает признаки человеконенавистнической идеологии. Автор считает, что по ним можно устанавливать возвращение фашизма под новой личиной. Британский политолог Лоуренс Бритт, изучив практику самых известных фашистских режимов также выявил их общие черты. А чилийский психолог и философ Клаудио Наранхо, изучив эти черты и сравнив с современностью, пришёл к выводу в своем труде «Исцелитель цивилизации» (14 признаков фашизма | PSYCHOLOGIES) о том, что сегодня фашизм не просто непрерывно совершенствуется, но и захватывает современный мир, которому угрожает не только потеря свободы, но и формирование коллективной профашистской ментальности.
Поскольку Эстония, в которой четверть населения – русские, славится русофобией и видит в России врага, то, не вдаваясь в этой статье в детали, важно учесть и этнический аспект фашизма, то есть, его крайней разновидности – нацизма (немецкого). Вот одно из его определений, взятое из Интернета: «Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus), более известный как наци́зм – немецкая тоталитарная, экстремистская, ультраправая, расистская и антисемитская идеология и движение в 1919-1945 годах, форма фашизма. Крайняя форма политического этнического национализма». Есть и такая оценка: «Главное в нацизме – это идея национальной исключительности, вследствие чего гражданские права принадлежат не всем жителям государства, а только тем, которые относятся к избранной нации-расе. Нацизм борется за чистоту нации».
Ясно, что фашизм и неонацизм в каждом отдельном случае имеют индивидуальное «лицо», а в небольшой стране, например, в Эстонии, особенно учитывая многострадальную историю её народа, многие признаки фашизма и неонацизма могут даже отсутствовать или, наоборот, иметь свою специфику, не свойственную той же Германии или даже Португалии. Конечно, сегодняшней Эстонии до классического фашизма, тем более нацизма, как от Земли до Марса, но ряд признаков всё же прослеживается довольно отчётливо, хотя и закамуфлированы под русофобию, которая в Эстонии не только оправдывается, но и стимулируется властью и воспринимается значительной частью общества.
Тестирование фашизма и нацизма
Надо повторять: формы проявления фашизма и нацизма могут быть самыми разнообразными, но их суть всегда одна и та же. Давно пора понять, что сегодняшний нацизм, это не усики Гитлера, не «Хайль Гитлер!», это и не газовые камеры. Сегодня носители этой идеологии могут быть люди вполне интеллигентные, которые допускают и считают закамуфлированные диктат и террор, пусть даже без физического насилия (например, тотальный психотеррор), нормальным атрибутом управления государством.
Но судить об этом голословно, эмоционально, непродуктивно. Это надо делать, анализируя соответствия характеристик управления государством с научнообоснованными признаками (критериями) фашизма и нацизма. В частности, с предложенными также и российским историком Алексеем Панченко.
При этом важно иметь в виду, что, как нельзя голословно бросаться упрёками в фашизме, так недопустимо и воспринимать их эмоционально, как ругательство. И потому, что критерии фашизма и нацизма у разных авторов не совпадают. И ещё потому, что не все критерии одинаково подходят всем странам. К примеру, то, что очевидно, как проявление фашизма в странах Запада, не обязательно для восточных стран. И наоборот. И ещё важно, сколь разнообразны и часты случаи, имеющие черты фашизма и нацизма.
Короче, нельзя по одному или двум фактам навешивать на страну ярлык фашистской или нацистской. Но также недопустимо не замечать и такие признаки, не признавать, что конкретные явления и действительность соответствует им.
Признаки фашизма из списка упомянутого выше Лоуренса Бритта:
1.Яркое проявление национализма. 2.Презрение к правам человека.
3.Поиск «козлов отпущения». 4.Засилье всего военного. 5.Повсеместный сексизм. 6.Контроль над СМИ. 7.Одержимость национальной безопасностью. 8.Связь между религией и правящим классом. 9.Защита власти корпораций. 10.Подавление рабочих объединений. 11.Презрение к интеллектуалам и искусству.
12.Одержимость преступлением и наказанием. 13.Протекционизм и коррупция. 14.Подтасовка результатов выборов.
Признаки нацизма из списка историка Алексея Панченко: 1.Признание интересов и прав одной группы (выделяемой по этнорасовому признаку) превыше всех остальных. Нация – превыше всего, гражданские права принадлежат не всем жителям государства, а только тем, которые относятся к господствующей нации-расе. 2.«Расчеловечивание» представителей остальных групп. В первую очередь это относится к евреям, цыганам и славянским народам. 3.Допустимость (или даже рекомендуемость) применения к представителям этих групп любых действий, которые ведут к реализации интересов господствующей, «своей» группы. Иногда это могло быть прямое физическое уничтожение, но чаще – превращение всех остальных наций в обслугу титульной нации. 4.Выстраивание внутри своей группы жесткой иерархии, включая разделение на «посвященных» и «профанов». 5.Сращение партийного и государственного аппарата, невозможно быть на государственной службе без членства в правящих партиях.
Предлагаю самому читателю сравнить реалии жизни в Эстонии с приведёнными критериями и самому сделать выводы.
Димитрий Кленский
Таллин, 20 сентября 2022
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus
Кстати, Димитрий, о сжигании книг. Из первых рук знаю, что происходит сейчас в русских библиотеках у нас. Наезжают комиссии и просматривают книги. Все книги, где на обложке есть изображение человека в форме, российский флаг, надпись “Спецназ” или другая военная атрибутика, подлежат уничтожению. Библиотекарей заставляют эти книги списывать и выкидывать, оправдывая это тем, что, якобы, так прославляется российская агрессия. Да и вообще активно заставляют прореживать фонд русских книг, в том числе и литературу для детей. Вот такой вот тихий фашизм….
Спасибо за информацию. Верю, но буду проверять.
Спасибо, товрищ Кленский, за подробный и актуальный анализ развития фашизма и нацизма. Я бы добавила краткую формулу, буду рада и вашей критике –
фашизм – это диктатура корпораций
нацизм – диктатура национально окрашенных корпораций
Конечно, теперь придется заняться понятием термина корпорация, главным ключевым словом будет – круговая порука и закрытость. Орденская система, по сути.
Согласен. В первом приближении, по-моему, даже удачно/метко. Но я не политолог, так что это моё частное мнение.
Это интересное определение. Но оно вызывает вопросы.
1. Диктатура корпораций, по сути, это и есть классический капитализм, олигархия. Всё же мы не можем ставить знак равенства между фашизмом и капитализмом.
2. При тоталитарном режиме сильна именно государственная власть, которая подавляет и корпорации. Трудно представить того же Гитлера марионеткой толстосумов.