Димитрий Кленский: “Легко ли быть русским?”

Вчера призывали стыдиться быть русским, сегодня дискомфортно и небезопасно им быть? 

Даже не припудренная политесом, чудовищно наглая реакция министра внутренних дел ЭР Лаури Ляэнеметса (социал-демократа?!) на поездку эстонского депутата Европарламента Яны Тоом (центристки) в Россию, где она встретилась с лишённой в июне права оставаться жительницей Эстонии общественной активисткой, не имеющей гражданства ЭР, таллинским шеф-поваром Зоей Палямар, стала очередным, зловещим сигналом погружения Эстонии в тоталитаризм.  

При этом сурового осуждения (почему не отставки?) достоин как раз сам министр и поддержавшие его эстонские политики.

Русофобия эстонизаторов сильнее закона

Сначала – цитаты из приведённых на портале ERR заявлений министра:

«… в то самое время, когда мы подчеркиваем, что Европейский союз должен единодушно противостоять России и хотим ввести более жёсткие санкции, привлечь государство-агрессор к ответу и оплате расходов pа восстановление Украины, европарламентарий от Эстонии предпринимает, по сути, туристический вояж в Россию».

Ещё: «Ведь «преодолеть границу» нельзя было втихаря, так что на фоне всего происшедшего Яне Тоом надо было поизмываться и посеять сомнения в отношении эстонских учреждений безопасности и принятых ими решений».

Далее: «Итак, давно ясно, что посещение государства-агрессора осуждаемо и строго нежелательно. Но снова политик, член Центристской партии, не может укротить свою любовь к России, следовать рекомендациям государства». (подчёркнуто мною, причём портал rus.ERR.ee «зачем-то» приглаживая, переводит, как национальным рекомендациям – прим. автора).

Наконец: «Если действующие в отношении граждан России санкции означают строгие ограничения, в силу чего им нечего делать в Эстонии, то на совести тех, кто направляется в противоположную сторону, должно быть осознание того, что Россию посещать не стоит. МИД настаивает на отказе от посещения России и это касается также людей, привыкших, например, пересекать границу в Нарве ради посещения магазина или любой другой повседневной необходимости». 

К слову, последнее «пожелание» вызывает ассоциацию с диким законопроектом парламентской партии EKRE о запрете говорить по-русски в общественном пространстве. Но совсем «убивает» публичный разнос евродепутата, центристки Яны Тоом министром внутренних дел Лаури Ляэнеметсом. Его немедленно поддержал в интервью «Актуальной Камере» ЭТВ ставший уже откровенным русофобом лидер Центристской партии Юри Ратас: «Я считаю, что сегодня и особенно в сегодняшнее время эстонские политики, а депутаты Европейского парламента тоже, не должны посещать Россию». Портал rus.ERR.ee резюмирует: «Он также дал понять, что не может никому запрещать туда ездить, но считает неправильным посещение России, которая “является агрессором”».

Это – более мягкий вариант упрёка в адрес Яны Тоом, но, всё равно, в принципе поражает категоричность советов: «не должны посещать Россию» или «МИД настаивает на отказе от посещения России». Тем более, что ни звука в них, ну, даже о каких-то исключениях гуманитарного свойства.

И это при том, что законы ЭР не запрещают посещение России, называй президента РФ Владимира Путина хоть «исчадием ада». То есть, министр внутренних дел ЭР, и в который уже раз, ставит свою позицию выше закона, ибо уже не один житель Эстонии посещавший в последнее время Россию, испытал репрессии власти. А Юри Ратас играет роль «доброго полицейского», зная, что иные поездки общественно-политического характера не остаются безнаказанными. 

Не остался в стороне и ярый русофоб, лидер партии «Отечество» (ISAMAA) Урмас Рейнсалу, заявивший порталу ERR.ee: «Юри Ратас осудил входящую в круг поддержки Кылварта Яну Тоом за визит в Петербург, где она демонстративно встретилась с проводником влияния Кремля, которое было выслано и которому КаПо запретило въезд в Эстонию. Меня очень интересует, какова позиция Кылварта в этом вопросе…». Поддержала лидера своей партии (социал-демократической) Лаури Ляэнеметса и его заместитель – Рийна Сиккут, допустившая циничную иронию по поводу поездки евродепутата: «У Кылварта другой вызов – пока Яна Тоом будет гостить у людей, которых лишили вида на жительство, ему важно справиться с критикой симпатий к России» (подчёркнуто автором).

Поражает и журналист радио-телевизионной корпорации ERR Март Линнарт, подготовивший к публикации эти мнения на портале ERR.ee. Он закрывает глаза на очевидные неточности и цинизм в высказываниях опрошенных. Так, Урмас Рейнсалу без всяких оснований называет поездку Яны Тоом в Петербург демонстративной (Лаури Ляэнеметс – туристической, Рийна Сиккут – чуть ли не приездом в гости). Яна Тоом как раз номера из своей поездки не делала. Шум подняли эстонизаторы и русофобы. Но такой выдумкой Рейнсалу демагогически усилил «обоснованность» своей критики в глазах своих сторонниов. Также Рейнсалу пишет, что Зоя Палямар выслали из Эстонии – но это неправда, ей, находившейся в РФ, объявили о лишении вида на жительство, что есть запрет возвращения на родину. Такие неточности говорят о поверхностном отношении критиков к сути проблемы.

Недоумение вызывает и утверждение, в том числе и министра внутренних дел, что Зоя Палямар является проводником влияния Кремля. На каком основании? Об этом – ни слова. Известно только одно: она участвовала в организации маршей «Бессмертного полка» в Таллине. А что, он считался незаконным? Нет! Сидящий сейчас в заточении правозащитник Сергей Середенко несколько лет назад выиграл дело против полиции, наказавшей организаторов этой акции, то есть, у суда претензий к «Бессмертному полку» не было. Да, эту акцию Россия одобряет, но её проводят и в ней участвуют добровольно во многих странах по всему миру, в том числе и в Евросоюзе, в том числе и в этом году! В Эстонии после 24 февраля 2022 года они-то как раз и не проводились – были отменены самими организаторами. Так в чём состоит вина Зои Палямар? Если она есть, сообщите обществу!

Высосана из пальца и проблема критики доброжелательного отношения к России, чем по мнению Рийны Сиккут должна озаботиться Центристская партия (Это – намёк на «потопление» этой политическорй силы?). Но сами русофобы придумали некую (несуществующую на самом деле) любовь местных русских политиков к Кремлю, одобрение его политики. Помилуйте: несогласие с враждебно настроенными к России русофобами не означает любви к ней. Но оказывается достаточным, чтобы здравомыслие в оценках происходящего в мире и в России, иногда совпадающих и с позицией Кремля, выдавать за союзничество с Путиным.

Какая-то профанация, вполне в духе средневекового мракобесия!        

Эстония игнорирует директиву Брюсселя

Но всё это – мелочи по сравнению с сутью дела. Главное-то критики Яны Тоом замалчивают. И можно сказать, что преднамеренно, понимая, что в наше время в условиях русофобской истерии им простят любое нарушение закона, любую ложь, если это работает на демонизацию России.

До того вошла в раж правящая коалиция, что нынче уже с собственной оппозицией не  церемонится – «подминает» под себя Госсуд, подрывает устои парламентаризма в ЭР, которая по Конституции является парламентской республикой. Имею в виду и то, как совсем недавно страна была свидетелем, вот уж и впрямь, демонстративного подавления правительством (исполнительная власть) парламентской оппозиции, выступившей в правовом поле против того, чтобы кабинет министров надменно и скандально пропихивал свои (если быть точным, то северо-атлантические) законодательные инициативы, например, об однополых браках. Хотя известно, что не всё, навязываемое Западом, воспринимается большинством населения. Очевидно, что этим подтачиваются устои эстонского  парламентаризма. И реагировать на это надо на самом высоком уровне чётко и без намёков, как сделала канцлер права Юлле Мадизе. 

Тому же подтверждение и нападки на Яну Тоом, позиция которой по делу Зои Палямар абсолютно убедительна. Её приводят СМИ. Портал rus.ERR.ee: «… инструменты, к которым мы прибегаем, на самом деле находятся в правовом поле Эстонской Республики и Европейского союза… Зоя Палямар опротестовывает решение о своей высылке в эстонском суде. И мне очень странно, что министр внутренних дел, не дождавшись решения суда, да и вообще, вменяет мне в вину какую-то любовь к Российской Федерации. Вся эта история не имеет к России вообще никакого отношения. Дело в том, что неграждан депортировать нельзя – ни по эстонским, ни по европейским законам. В частности, существует европейская директива о долговременных жителях ЕС. И это как раз случай Зои Палямар, которая проживала в Евросоюзе на основании постоянного вида на жительства. Согласно этой директиве, депортировать ее нельзя».

Ни убавить, ни добавить! Так, неужели в Эстонии нет человека, который мог бы урезонить зарвавшихся министра и услужливые русофобские СМИ Эстонии и призвать их к ответу за наглое игнорирование правового поля Европейского Союза? Как видно, нет. Скорее всего, добро дано с молчаливого согласия верхов. А ведь, фактически с Зоей Палямар осуществлена внесудебная расправа.

Далее, этот случай снова ярко высветил признаки запугивания населения (один из главных признаков тоталитаризма). И, если министр Лаури Ляэнеметс позволяет себе окрики и выпад (читай: дискредитацию или вручение «чёрной метки») против депутата Европарламента, то легко представить себе, что произойдёт с рядовым постоянным жителем Эстонии, да ещё и имеющим российское гражданство, коль вздумает публично заступиться за Зою Палямар. Или не потому и молчит общество и в данном случае? 

Антигуманность нападок на Яну Тоом и в том, что Зоя Палямар – больна, её ждала операция в Эстонии. Евродепутат пишет в Сети: «И теперь я знаю, какие у Зои хронические болезни, откуда инвалидность и на какой день была назначена операция в Эстонии… Так что Зоя терпит. Панические атаки лечит чаем, астму – остатками лекарств, выкупленных в бытность в Эстонии. Про операцию старается не думать. Зато все время думает про суд. И очень хочет домой».

Отрезанная после аннулирования вида на жительство от родины она оказалась перед угрозой остаться без лекарств. И Яна Тоом доставила их Зое Палямар в Россию, котооая там не имеет никаких гражданских прав. И что, доставка лекарств русскому человеку – теперь тоже смертный грех?! Думаю, никак непонятна любому нормальному человеку, который не знает особенностей этно-политической атмосферы в Эстонии, убедительная на самом деле аргументация Яны Тоом, доказывающей, почему Зоя Палямар боится обратиться за помощью в России: «… эстонские власти воспользовались бы тем, что Палямар обращается к российским властям, чтобы представить это как доказательство ее связей с ними и навесить на нее ярлык путинистки».

Для нормального зарубежного человека такая абракадабра немыслима. Но ужас в том, что это вполне возможно в наше время в Эстонии, когда приходится бороться и доказывать своё право на нормальную жизнь тем, кого свободная и демократическая Эстония в лице её мнительного политикума, абстрактно обвиняет в отсутствии лояльности или подозревает в сочувствии путинизму, прислуживании Кремлю, причастности к «пятой колонне» и т.д и т.п.  Прямо в духе испанской инквизиции и это – в XXI веке!

Завершает Яна Тоом в свойственной ей остроумно-язвительной манере: «В общем, Праздника песни и танца ни я, ни она не видели, к сожалению. У нас свои танцы – общественно-правовой гопак. С притопом».

Когнитивный диссонанс от психотеррора

Напрашиваются и другие выводы. Слышал такое мнение о позиции министра внутренних дел ЭР по делу Зои Палямар: надо возомнить себя представителем арийской расы – сверхчеловеком (Übermensch), чтобы считать местного жителя по определению презираемым, недочеловеком (Untermensch) только потому, что тот – русский и разделяет традиционные человеческие ценности.

И всё чаще появляется ощущение, что местных русских и русскоязычных жителей заперли в Эстонии в чуть ли не «золотую» клетку, чтобы они забыли про Россию, не смотрели бы в её сторону. При этом в клетке этой созданы относительно комфортные условия жизни, но и культ потребительского общества, в котором, увы, и сами обыватели добровольно-принудительно отказываются от духовности и национальной идентичности, не говоря уже об общественно- политической активности. Последнее важно для сильных мира сего, так как рядовой житель перестаёт интересоваться, какова цена и за чей счёт в Эстонии за три десятилетия достигли  до сих пор считавшегося приемлемым уровня жизни. А себестоимость проста, это – и  внушительные дотации Евросоюза, наполняющие эстонский госбюджет, что отрабатывается русофобией.    

Да и что там посещение РФ?! На три года официально прерваны культурные связи с Россией. Ликвидируется образование на русском языке, из библиотек изымаются неправильные книги, сносят т.н. «красные» памятники, которые, якобы, вызывают нездоровые ассоциации на фоне событий на Украине, занимаются гробокопательством на братских могилах, штрафуют за советскую символику, депортируют из страны российских граждан с постоянным видом на жительство (счёт идёт не о единицах, а десятках людей). Как в свое время обмолвилась Яна Тоом, вдохновитель «Бронзовых ночей» реформист Андрус Ансип намекнул ей как-то на «концлагеря» в Вяндраских лесах (?). Запрещены банковские денежные переводы в РФ, перекрыты телетрансляции и иноформационные российские порталы. Ограничено до возмутительного минимума консульское обслуживание постоянных жителей Эстонии с российским гражданством. Поначалу запретили даже почтовые услуги, закрыто авиа и ж/д сообщение с Москвой. Осуждаются встречи с россиянами, как внутри Эстонии, так и в России. Открыто призывают к сносу православного кафедрального собора Александра Невского в Таллине. Отдельный разговор – антироссийские санкции, которые, увы, бьют больно и по жителям Эстонии, не только по России. 

И при этом испытываешь когнитивный диссонанс – судите сами: наши турфирмы «почему-то», как ни в чём ни бывало, продолжают отправлять тургруппы в тот же Санкт-Петербург с помощью эстонских автобусов. Или, как сообщает портал rus.ERR.ee, руководитель Эстонского союза пищевой промышленности Сирье Потисепп «Многие работающие в Эстонии производители активно ведут бизнес и в России». И в то же время, экс-депутат Рийгикогу, член партии «Отечество» (Isamaa) Михаил Лотман, выражаясь словами министра внутренних дел ЭР в духе «осуждаемо и строго нежелательно» настаивает в радионовостях ERR: «Такие вещи надо запрещать немедленно. Вообще, Эстония должна гораздо активнее отслеживать российские товары, даже те, которые поступают через третьи страны». И таких примеров предостаточно, хотя речь – о нарушениях европейских санкций.   (Википедия: Когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта, вызванное в сознании столкновением конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций).

Хочется повторить: многое, что злобно осуждает министр внутренних дел ЭР, да и эстонские масс-медиа, законом не запрещено. Стало быть укоры и порицание любых контактов с Россией или осуждение  положительных отзывов о ней, похожи на травлю и имеют чисто пропагандистский, а не правовой характер. Настораживает, что последнее напоминает «охоту на ведьм» (читай: русских), иначе говоря психотеррор, увы, одобряемый государством.

Могут возразить: не надо преувеличивать, у страха глаза велики, не стоит нагнетать страхи. Но разве кто-то мог представить себе тридцать-пятнадцать, да и три года назад, что эстонизаторы образования добьются тотального отказа от русского языка, как языка обучения детей из русских и русскоязычных семей? Или что за букет гвоздик в цветах российского триколора пожилую женщину увезут в полицейский участок? Или власти станут давать совет не ездить в Россию, пусть там живут ваши родственники, которые могут нуждаться и в помощи?

Происходящее в Эстонии, как зарница, всполохи вспышек света на горизонте при отдалённой грозе. Всё это у людей старшего поколения навевает нехорошие ассоциации со страшной бедой, разразившейся в Европе почти сто лет назад.        

Димитрий Кленский

Таллин, 09-12 июля 2023

Стоит прочитать!

Эстонские автократы подрывают парламентаризм

После жаркого лета и затихарившейся в отпусках внутриполитической борьбы в Эстонии снова раздаются громкие и радикальные заявления политиков правящей коалиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.