facebook/Kersti Kaljulaid

Димитрий Кленский: “Ложки русофобии в бочке патриотической радости”

Было бы странным, если помпезные (в советском стиле), с привлечением пропагандистских СМИ, празднества по случаю 30-летия восстановления независимости Эстонии не омрачила традиционная «ложка дёгтя». Это – русофобия.

Правды ради, надо признать, что пандемия не только помешала широко отметить торжества, налицо радость и удовлетворённость эстонцев обретением собственной государственности, да и многих прижившихся в Эстонии русских/русскоязычных жителей. И потому начну с собственного восприятия исторических событий.  

Отрезанный ломоть

Каждый народ имеет право на своё государство, как ребёнок на рождение. Только после этого можно говорить о формировании нации, выросшей на базе народа. Поэтому считаю, считал и в дни референдума по вопросу независимости Эстонии, что выбор суверенитета страны был три десятилетия назад уделом даже не правопреемных граждан ЭР (а только они имели право голоса наряду с обладателями «зелёных карточек», которые выдавал Комитет Эстонии), а исключительно эстонцев.

Вот и Владимир Ильич Ленин писал, что каждая нация имеет право на самоопределение, но мудро добавлял: этим правом надо уметь пользоваться. И в Советской Эстонии это сумели. Каким образом? Это – отдельный вопрос. Но, безусловно, с помощью перестройщиков в Кремле (прежде всего, благодаря воле секретаря ЦК КПСС по идеологии, «западника» Александра Яковлева). Во многом помогла фортуна, в том числе одряхление и безволие руководства КПСС, политической элиты СССР. И что важно: в Эстонии чудо свершилось без кровопролития. А несколько жертв в Литве и Латвии были спровоцированы в духе современных цветных революций. Их сценарий требует  крови, что резко ускоряет процесс государственного переворота.

Кстати, что важно: Таллин не воспользовался правом выхода из Союза согласно Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», принятому 3 апреля 1990 года. А в Вильнюсе и Риге именно сторонники независимости спровоцировали кровопролитие.

Всё так, но когда моя мама, возвращаясь из Канады в конце 80-х годов прошлого века, где навещала эмигрировавшую до войны одноклассницу, разговорилась с советским дипломатом, узнала от него великую тайну: «Ну, Прибалтика, уже отрезанный ломоть».     

Напомню, будущий идеолог гибельной для СССР горбачёвской

перестройки Александр Яковлев был российским послом в Канаде. 

Свобода и геноцид

Для меня удивительно, что плохо помню ход событий той поры, как в Эстонии, так и в России вплоть до середины 90-х годов прошлого века. Это, наверное, сродни безмерной растерянности, например состоянию ребёнка, оказавшегося вдруг один-одинёшенек. Возможно, и как тот мальчуган, который, как мне рассказывали, из-за трагической для матери ошибки остался в Пскове на железнодорожных путях, и взирал вслед последнему уходящему поезду с эвакуированными советскими людьми, спасавшимися от вступавших в город немецко-фашистских захватчиков.

Мои ощущения складывались из того, что руководство СССР скрытно, в условиях авантюрной перестройки, предало Родину ради возвращения в капитализм. Онемению воли способствовало, наверное, и раздвоение происходящего – добро причиняло зло. Эстонцы, находившиеся веками под игом остзейских баронов и мечтавшие о независимости, были от неё в желанной близости, но это угрожало 25 миллионов российских соотечественников оказаться не по своей воле в одну ночь за рубежами Родины.

Но важно, что произошёл не только распад СССР, а вульгарный и завуалированный откат от социализма как такового, в котором вижу важнейший источник, прежде всего, социальной справедливости. По сути людей обманули, они даже не поняли сразу, что изменилась форма собственности и что за этим последует. А произошёл, в частности, и малый геноцид эстонского народа, когда провели реформу собственности и жильё стали возвращать прежним (довоенным) собственникам или их прямым потомкам. Жертвой стали, прежде всего, эстонцы – десятками тысяч. Вспомним, как русофобы третируют Россию за советские депортации, но о своей, отечественной – молчок!

А потом воспоследовала дискриминация русского/русскоязычного населения. Интересен взгляд правозащитника, ныне уже полгода упрятанного Полицией безопасности в тюрьму Сергея Середенко по подозрительному (!) подозрению в каких-то контактах со спецслужбами России. Он рассуждал о том, что произведённая в восстановившей независимость Эстонии деиндустриализация, то есть ликвидация промышленности, в которой были заняты в основном  русские/русскоязычные жители, имела признаки геноцида.

А доконало всё вступление Эстонии в НАТО и признание таким образом России врагом Эстонии.

И крах, и страх

Осознание полного краха пришло несколько лет спустя, тем более все были долго очарованы перестройкой и социализмом с «человеческим лицом» и благими обещаниями Народного фронта. При том, что недалеко от здания Эстонского телевидения на улице Ломоносова/Гонсиори в доме «Майнора» я как-то случайно напоролся в подвальном помещении на тренировки дружинников (боевиков?) «Кодукайтсе» – опоры «Народного фронта». В дни путча людей напугала и непроверенная новость о том, что какому-то псковскому заводу дали заказ изготовить два миллиона наручников. А текст обращения Ельцина с танка у Белого дома также убеждал, что к власти рвутся враги перемен. Факс, присланный на Радио 4, по-моему, Лейви Шером, был зачитан мною в прямом эфире через несколько часов после самого события в Москве и после того, как из Дома Радио (опасаясь штурма псковских десантников) удалили всех сотрудниц женщин. Замечу, что опасность не была надуманной, во всяком случае, Дом радио охраняли жители Таллина, которые развели костры между железобетонными плитами и гранитными валунами, преграждавшими доступ военной техники к зданию. Вспоминаю и ветерана русской редакции (предшественник Радио 4), заплаканную  Ларису Вийес (её муж был замминистра культуры ЭССР) после того, как она увидела на улицах Таллина бронетехнику с псковскими десантниками. Кстати, очень скоро, почувствовав русофобию, она, обожавшая Эстонию, уехала-таки на постоянное местожительство в Россию. И как можно забыть акцию русской редакции по спасению магнитофонных записей общественно-политических передач по инициативе Татьяны Зажицкой, увы также покинувшей навсегда Эстонию, хотя была обладателем «зелёной карточки» националистического Комитета Эстонии, дававшей автоматическое право на эстонское гражданство.           

И добро не без худа

Учась в Академии Общественных Наук при ЦК КПСС, я писал в рефератах, что послевоенная коллективизация в Эстонии носила политический, а не экономический характер. На семинарах (свободно!) говорил о том, что могли бы существовать две Компартии (консервативная и реформистская), что спасением советского социализма могло бы стать сочетание коллективной собственности (общенациональные отрасли народного хозяйства) и частной собственности (в сфере услуг и в мелкотоварном производстве), как это и было в Германской Демократической Республике. И т.д. и т.п.

И в этом смысле согласен с Президентом РФ Владимиром Путиным: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы».

Сегодняшняя Эстония добилась безусловных успехов, которые радуют сердце обывателя (в положительном смысле этого слова), если он  имеет работу. Это – высокий уровень внутренней безопасности, сферы услуг, компьютеризация всех сфер жизни, чиновничества, бытовой культуры, свободы передвижения…

И это замечательно. Но когда при этом хвалятся, что это в отличие от России и есть приоритет человеческой личности перед приматом государства, то «забывают», что потребительство, как образ жизни, стал подавлять гражданственное начало в человеке. Так, всё население лишено даже права избирать Президента ЭР и это при давней уже политической импотенции парламентских партий и политической системы в Эстонии, ставшей винтиком Евросоюза и НАТО. Или значительная часть русского/русскоязычного населения лишена избирательного права и даже высказывания мнения по поводу ликвидации образования на русском языке.  

Себестоимость успехов

Высока и себестоимость этих успехов, которая, по-моему, фундаментально поколебала христианские нравственные ценности. Только один пример: во имя чего Эстония участвовала в акции НАТО в далёком Афганистане? Ради того, чтобы только за первые десять лет усмирения победивших теперь талибов, погибло девять эстонских военнослужащих и 90 получили ранения, многие из которых стали инвалидами? За это кто ответит? 

Другое дело, что в обмен за участие Таллина в международных акциях под эгидой США поступает серьёзная помощь Запада.

С этим приходится мириться. Но вижу два принципиальных минуса в эстонском государстве, которые можно обнулить. Это – русофобия (по отношению к местному неэстонскому населению) и антироссийскость (враждебное отношение к России, причём во многом в интересах западных кураторов). Считаю аморальным ситуацию, когда законопослушный неэстонец считается только тогда политически лояльным, когда он одобряет участие Эстонии в НАТО, а значит должен признавать врагом Россию и её жителей, многие из которых имеют  родственников в Эстонии. Или такой анахронизм: «правильный» русский, даже признающий установление советской власти несчастьем для эстонского народа, обязан признавать «советскую оккупацию», хотя с точки зрения международного права своего времени под сомнением остается даже аннексия.   

Русский или советский

И уж совсем неадекватным в этот день был «праздничный» облёт на низкой высоте натовских истребителей городов Эстонии, что только усиливает беспокойство населения за ближайшее будущее.

Подпортило праздник и подчёркивание того, что он эстонский и  для эстонцев. Русских негласно приглашали разделить радость эстонцев и соглашаться с националистической трактовкой событий 20 августа 1991 года, о которых плотно, но однобоко рассказывали СМИ на русском языке. 

И наконец, та самая ложка дёгтя – русофобия. Подтверждение тому – статья портала Rus.delfi.ee«Бывший спецназовец: если бы мы убили русских в телебашне, ситуация бы стала напряженной» (233)», автор – Таави Минник. Он приводит слова «спецназовца» (какого-такого, не ясно) Юри Йооста, который с газетой Päevaleht вновь посетил те места у столичной телебашни, где 30 лет назад с тремя сотрудниками сдерживал штурм нападавших.

История занятная, но удивительно, что в прошлые годы нам называли совсем других героев и совсем по другим обстоятельствам, кстати, куда более занятным.

Но возмущает другое. Спокойно, вспоминая давнее событие, Юри Йоост несколько раз называет пытавшихся захватить телебашню в Клоостриметса советских десантников одним словом – «venelased» («русские»). Конечно, у эстонцев и тогда было принято называть «советское» – «русским». Но сегодня, после трёх десятилетий интеграции русских/русскоязычных в эстонское общество можно было бы проявить ту самую толерантность, к которой призывают в Эстонии и на Западе. Ну, хотя бы, политкорректность. Ведь советский солдатом, для которого естественно, служебным языком был русский язык, мог быть житель любой национальности, представленной в Советском Союзе. В том числе и эстонец.

В долгу не остались

И вот итог. Привожу комментарии проинтегрированных вроде бы читателей русскоязычного портала Rus.Delfi.ee. Отмечу, что редакторы не посчитали нужным отредактировать материал, а также удалить последовавшие встречные, гневные, также разжигающие межнациональную рознь комментарии.

Они приводятся  в оригинале:

*ссс уки нацисткие! )) спят и во снах видят как они русских убивают. мечта всей жизни. смысл их существования – убить русских.

*Адамов А что было бы если в составе ВДВ убили узбека или еврея? А не дай бог латыша или литовца?

* А если бы русские убили вас? А нас-то за шо?.

* Первый закон эстонской физики: если вы не плюёте в русского, то вы не патриот.

*@слабо Помню в русской школе группа пьяных эстонцев, разбило стекло! Так потом половина таллинских эстонских школ, осталась бе стёкл

*Шлоссер ..Легенды расскажут, какими мы были… Дык вы хрите четыре эстонских спартанца сдерживали разъяренных псковитян… Ну – ну … ,, И помните , товарищи , пьяный скобарь страшнее раненного медведя !,,

*@послать их Вот русские за это и получили паспорта неграждан поддержав эстонцев в их независимости! Запомните этот урок, и передайте своим детям

*@юб Помните эти лозунги ! Одна Эстония для всех!

*Дмитрий Точно! Победа в освободительной войне. Победа – это капитуляция врага. Так называемая освободительная война закончилась Тартуским мирным договором. То есть –   стороны договорились. Эстония сдала советам северо-западную армию Юденича в обмен на самостоятельность. Речь идет не о победе, а о сделке, предательстве.

Если всё это – недогляд, то это ещё больший грех, чем сознательная политика реального дистанцирования русских и эстонцев в противовес благостным реляциям об успешном погружении «чужаков» в эстонское общество. Под этим понимают ныне их безмолвное существование, согласие на дискриминацию, пусть местами и light. Получается, что праздник способствовал и межнациональной конфронтации. Или гусей дразнят преднамеренно, чтобы оправдать русофобию? 

Димитрий Кленский

Таллин, 20-21 августа 2021

Стоит прочитать!

Димитрий Кленский: “Вместо реформистов рулить «поручено» Isamaa?”

Пост блюстителя англосаксонской ориентации Эстонии перепоручается партии «Исамаа».

Один комментарий

  1. Димитрий, большое Вам спасибо за честное изложение событий, за Вашу человечность и порядочность. Здоровья Вам и благополучия!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.