Димитрий Кленский: Не «человеческий мусор», но и не «навальнята»

Истерически и неадекватно воспринятое русофобами Эстонии приравнивание Яной Тоом участников «Бронзовых ночей» в Таллине к протестовавшим в России «навальнятам» всё же заслуживает и другой, уже оправданной критики.   

Интернет-портал sputnik-meedia.ee – единственное СМИ Эстонии, которое рассказало в социальной сети о новом проявлении брутальной  русофобии – возглавляющий фракцию националистической консерватиной народной партии EKRE в Таллинском горсобрании Март Каллас назвал «человеческим мусором с советской ментальностью» участников массовых беспорядков в Эстонии в «бронзовые ночи» в апреле 2007 года.

А значит, и защитников снесённого в 2007 году правительством реформиста Андруса Ансипа памятника Солдату-Освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков, а также осквернённой братской могилы красноармейцев, погибших при освобождении столицы Эстонии в сентябре 1944 года.       

Вот запись (уже удалённая, без какого-либо осуждения эстонской общественностью) комментария Калласа: «В России бесчинствовали свои. У нас – понаехавший с советской ментальностью человеческий мусор». Она была размещена в Фейсбуке на страничке экс-министра иностранных дел, члена другой националистической партии Isamaa Урмаса Рейнсалу, который возмутился приравниванием Яной Тоом «вандалов «бронзовых ночей» с демократическими митингами в России».

Заодно ультра-русофоб Рейнсалу вылил ушат глупых обвинений во лжи и лицемерии на Тоом, а заодно и на лево-центристку Оудекки Лооне, которая посмела выступить против антироссийских санкций и видеть разницу между мирными демонстрациями в России и насильственным разгоном агрессивных протестующих в Европе. Более того, Рейнсалу «шьёт» дело, обвиняя Тоом в предательстве эстонской государственности и российской демократии. И уж совсем не то разоблачил, не то пригвоздил горе-патриот Яну Тоом за то, что её риторика«совпадает с риторикой Лаврова, который отметился обвинениями Европейского союза». Ну, отъявленная путинистка, эта Тоом! Хотя всё это – абсурд. 

Публичный донос  Рейнсалу 

Но вот что примечательно. Рейнсалу упрекает Тоом и за то, что «на словах она поддерживает протестующих в России, хотя это не подтверждается её делами и позицией». То есть в расхождении между словами и делами. Приведены и доказательства. Мол, Тоом, заявляла, что неизвестно, кто отравил Навального, зато знала, кто отравил Скрипаля, и утверждала, что это – не дело рук путинского режима. Приехали! То есть, если бы она врала, что Навального отравила Россия, что является всего лишь растиражированным по всему миру мифом западной русофобской пропаганды (кстати, факт ничем (ничем!) и никем (никем!) не подтверждённый), то Тоом была бы «своя в доску», карманным «русским русофобом».

Однако при всём мракобесии Рейнсалу он обронил фразу о том, что  Яна Тоом поддерживает протестующих в России. Об этом в связи со скандалом Марта Калласа никто почему-то не писал (впрочем, не стал скандалом и наглый комментарий Рейнсалу).

Что касается странной позиции Яны Тоом, то надо знать, на какое же  именно её заявление среагировал экс-министр иностранных дел Рейнсалу?

Речь идёт о передаче «Подробности» на русскоязычном Радио 4, в которой журналист Андрей Титов 5 февраля в прямом эфире интервьюировал евродепутата, центристку Яну Тоом. Темой разговора стал поднятый Западом на щит антипутинист Алексей Навальный, который, как борец с коррупцией, выбирает с помощью того же Запада объектами критики «почему-то» не российских олигархов, а только власть имущих. Текст яркого радиоинтервью, состоявшего, также из вопросов радиослушателей и ответов Яны Тоом, далеко не во всём совпадает с отредактированным, с купюрами и добавлениями, материалом на портале евродепутата (https://yanatoom.ee/in-press-i.php?lang=ru&id=3558).

Ответы Яны Тоом на вопросы Андрея Титова порой чрезмерно односторонние. Чувствуется, что Тоом опирается больше на западную трактовку «дела» Навального (его, якобы, отравление, якобы, Россией, для неё почему-то сомнительный, хотя законный повод для его ареста и повторного суда по делу французской компании Yves Rocher и так далее). При этом не знает или игнорирует куда более убедительную аргументацию России. Но это – отдельная тема.     

А конкретно Рейнсалу возмутил ответ Яны Тоом на вопрос радиослушателя Александра. Об этом чуть ниже.

Наивная 20-летняя «девочка»

Этому предшествовал разговор об участии в январе российской молодёжи в несанкционированных (запрещённых из-за коронавируса) митингах.

Яна Тоом: «Что касается детей, конечно, существует троллинг в социальных медиа. Но в принципе это – естественно… Первые, кто выражает протест, это – самое непуганое поколение, те, кто не боится реально увольнения, репрессий, «чёрных воронков». И то, что в России такая молодёжь, в принципе очень здорово. Она не должна бояться и должна хотеть перемен. И всё это они продемонстрировали».

И Тоом приводит пример в свою пользу, умилительно рассказав про дочь своей  московской подруги, 20-летнюю Машу: «Девочка с большими глазами, милейшее создание, ну, протестная, как все подростки, молодые люди. Она провела ночь в каком-то СИЗО, в одиннадцать утра увезли 34 человека в одном автозаке в суд. Стояли на морозе… Адвокатов не найти. Их в Москве не хватает. Слава Богу, обошлось, дали штраф 10 тысяч… Думаю, что ни эти мамы и папы, ни дети никогда больше не будут лояльны той власти, которая есть сейчас».

Допустим такое, но и то, что Маша станет законопослушным борцом за справедливость, как она сегодня уважает ПДД. И ещё, отчего бы Тоом не вспомнить «жёлтые жилеты» во Франции, их жёсткое, зверское подавление полицией, убитых среди них?

Ведущий сослался на СМИ Запада, видящие «лукашенковизацию» России. Яна Тоом не согласилась: «В целом сравнение, по-моему, совершенно неуместное. Всё было достаточно аккуратно сделано. Хотя то, что я описывала – многочасовое стояние на морозе в неотапливаемом автозаке и без туалета, это очень плохо».  

Тут раздался звонок – радиослушательница заметила, что родительница этой Маши и сама Маша знали о предупреждениях не ходить в пандемию на несанкционированные митинги протеста, об этом оповещали всю неделю несколько раз в сутки: «Ну, говорили же, что это сборище запрещено. Почему эта девочка пошла? Значит, она по заслугам получила».      

Реакция Яны Тоом: «Тут есть своё зерно истины. Единственное оправдание, что и в СИЗО тоже не очень соблюдали правила пандемии. Люди в автозаке масок не носили, сколько я понимаю. Я могу даже соглашаться с репликой звонившей. Если бы мне сказал мой сын 15-ти лет, что он пойдёт на митинг в защиту Навального, я бы, наверное, легла на пороге, чтобы он туда не ходил. Но при этом я не знаю, что я делала бы со своей гражданской позицией, если была бы искренним сторонником Навального? В этом смысле пытаюсь нашарить в голове стишок». И она его прочитала:

«Учёный, сверстник Галилея,

Галилея не глупее,

Он знал, что вертится Земля,

Но у него была семья».    

Ведущий был доволен: «Глубоко!». Помилуйте, глубже не бывает.

Неужели совесть важнее закона?

«Подставивший» Тоом Александр: «Когда у нас тут с памятниками были истории, то нам тоже всем рассылали «не ходите сюда, не ходите туда». Тот, кто пошёл, Вы сами знаете, где оказался, и люди тоже сидели в ангаре с затянутыми лентами и с отёкшими руками. И это продолжалось дольше, чем в России».

От себя замечу, жестокая расправа с участниками массовых беспорядков была осуждена Европейским судом по правам человека (ЕСЧП) за чрезмерное насилие и превышение силовиками должностных полномочий. (Эстония и сегодня с этим не согласна).  

Реакция Яны Тоом шокирует: «Как будто это не нас возили, извините, мордами по асфальту в 2007 году… То есть я тут исходила бы из того, что, когда людей бьют, это всегда плохо. Кто бы и за что бы их ни бил. Но то, что, когда власть вам говорит «не надо этого делать», вы не должны этого слушать, если то, что говорит власть, противоречит вашей совести (выделено автором). И в этом  смысле я понимаю протестующих всегда и везде. И повторю, я всегда буду на стороне тех, кого бьют дубинками, если, действительно силовые структуры превосходят свои полномочия, происходит такое жестокое подавление беспорядков».   

Поразительные правовая безграмотность и телячьи нежности! Или это – раздвоение сознания и логики, проявленное не в разных выступлениях перед разными аудиториями, а разом в одном рассуждении. Думаю, объяснение в жизненной позиции «и нашим, и вашим», когда тщеславный человек, у которого амбиции (в данном случае политика) превышают таланты, когда он стремится быть в центре внимания, сделать карьеру, берясь за решение проблем, но пасует из-за противодействия более сильных оппонентов, которые эти проблемы или несправедливость создаёт.     

Интеллигенщина интеллигенции   

Доказательство зыбкости позиции Яна Тоом в том, как она рассуждает о правомочности ареста Навального по возвращении в Москву из Германии. Поражает её категоричность, хотя мне известно, что даже адвокаты, и не только из этических соображений, не берутся судить дела своих коллег, так как для этого надо самому быть не свидетелем, а участником судебного процесса. То есть, Тоом переводит проблему из правовой плоскости в политическую. Так же, как противники Кремля и Путина, как в России, так и за её пределами. А что касается её апломба в оценке российской внешней политики и вывода – «умом Россию не понять», то хочется посоветовать не стараться это делать впредь, и не напрягать свой ум, тем более, что он у Яны Тоом есть.              

Изумляет и, как она объясняет или, скорее, оправдывает, участие дочери её  московской подруги в незаконном массовом мероприятии. В любом случае это – сознательное игнорирование закона. Конечно, российской ментальности свойственен примат справедливости, а не закона. Но, если этому потакать, то можно далеко зайти. Жалость к девочке (20-летней?) Маше можно объяснить русской сердобольностью: звать правоохранителей, когда видят драку, и ругать их же, когда те вяжут драчунов. 

Яна Тоом заставляет вспомнить такое явление, как интеллигенщина. Ключом к пониманию этого термина может быть высказывание знаменитого учёного, не считавшего себя интеллигентом Льва Гумилёва: «Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».   

(https://ru.citaty.net/tsitaty/653969-lev-nikolaevich-gumiliov-lev-nikolaevich-vy-intelligent-bozhe-menia-sokhran/).    

Вот и в данном случае изумляет, да возмущает, восторженность по поводу «голой» революционности молодого поколения (как будто кто-то отрицает его стремление к категоричности суждений и  радикальности в действиях). Но чего это стоит, если при этом нет альтернативы тому, что критикуют молодёжь, а в данном случае и их кукловоды. И с какой стати это оправдывает игнорирование закона, да ещё с малых лет? Это очевидно вредно и безнравственно.

Такое понимание превращает Тоом в обывателя, хуже того, она толкает молодежь на нарушение закона и административное правонарушение, а то и преступление, что, с большой вероятностью может искалечить судьбу молодого человека. Это ещё и легкомысленное переложение собственной ответственности на чужие плечи, при этом за счёт прибавки политических очков.  

В защиту ДНД «Ночной дозор»

Я уж молчу про ту снисходительность и иронию Яны Тоом, которые она выказала в интервью с дозорным Максимом Ревой в газете «Столица» после бронзовых событий в отношении активистов Добровольного народного движения (ДНД) «Ночной дозор». Не украшает её, безучастную к защите «Бронзового солдата», присваивание себе заслуг защитников памятника, когда вспоминает: «нас возили, извините, мордами по асфальту в 2007 году». То есть «мы пахали».

Такова же её позиция в отношении эстонизации русской школы, борьбу с которой она бесцеремонно перехватила у НКО «Русская школа Эстонии» и бросила борьбу на полпути, после того, как стала евродепутатом. На этом поприще она сделала немало полезного, но могла бы куда больше, будь принципиальной в защите русского и русскоязычного населения Эстонии. Задаёт ли она себе вопрос: долго ли ждать полной эстонизации образования?        

Замечу, как участник Добровольного народного движения «Ночной дозор», что мы работали исключительно в рамках закона! Именно это и привело к оправданию судом «бронзовой четвёрки», когда её заведомо лживо обвинили в организации массовых беспорядков. Смею утверждать, что, не переступив закон, «Ночной дозор» хотя и не сумел отстоять Солдата-Освободителя, но, безусловно, оказал сильное влияние на взросление эстонского общества в вопросе межэтнического общения и на эстонский политический бомонд, который, ощутив сопротивление, хоть и понемногу, но избавляется от провинциальности и хуторской ментальности.         

Оскорбительно, особенно для защитников Солдата-Освободителя, приравнивание участия в российских тусовках «навальнят», которые выходили на улицу всего лишь побузить в пользу прозападных провокаторов с «бронзовой» молодёжью Эстонии, которая чётко знала, почему устраивала уличные пикеты и митинги в апреле 2007 года. Один пример. Днём 27 апреля, после сноса памятника, на бульваре Каарли я уговаривал мальчишку лет 10 идти домой, видя, что город заполонила полиция. Так он чётко объяснил то, что говорили у него дома родители: «Они убрали Солдата, который бил вместе с моим дедом фашиста». Когда я  стал уговаривать и его товарища, первый увёл его от меня со словами: «Пошли, дядя ничего не понимает!». И вот с этими «Гаврошами» полицейские и кайтселийтчики  зверски расправлялисьи, загнав ребят постарше в «концлагерь с пытками» под названием «Терминал D»,  а малышню (без своевременного оповещения родителей) – в подвал таллинского городского суда, который пугал округу детским рёвом.

Для меня кощунственно приравнивание Яной Тоом любителей тусить – российских балбесов, вроде 20-летней Машеньки, с имевшей гражданскую позицию русской молодёжью в Эстонии, чётко понимавшую, чем недовольны, как сами ребята, так  и трусливо оставшиеся дома родители. 

К слову, к обеду 27 апреля никаких «эсэмесок» от властей, призывавших людей не выходить на улицы, ещё не было. Так что закона своим протестом никто не нарушал. На второй день никаких беспорядков не было, просто полиция устраивала облавы и охотилась за мирными протестующими. Евросоюз это одобрил. Вопросы есть?

Димитрий Кленский

Таллин, 12 февраля 2021.     

Послесловие. В начале радиобеседы Яна Тоом, отвечая на вопрос ведущего Андрея Титова о том, как она голосовала в Европарламенте по резолюции о Навальном, сказала: «Я воздержалась при голосовании по этой резолюции, о чем с радостью заявляю на всю страну, потому что нашлись люди, которые стали постить новости о том, что Тоом проголосовала «за»».

А чему радоваться-то? Она упрекает портал Доколе, который единственный в Эстонии сообщил первым о том, что согласно протоколу Тоом голосовала именно «за» осуждение России. Только после этого она встрепенулась и вместо того, чтобы поблагодарить портал за свою ошибку (поверим, что не на ту кнопку нажала), она ещё портал и попрекнула, что её, видите ли, не проинформировали. Только после публикации она добилась исправления протокола голосования. Кстати, об исправлении ошибки и о том, что Тоом воздержалась, сообщил тот же портал и другие СМИ.

Но снова вопрос: разве воздержаться при голосовании откровенно русофобской, резолюции по Навальному, не есть пособничество русофобии? То есть снова двойственность: и нашим и вашим.

А потому стоит воспроизвести до конца стихотворение Евгения Евтушенко «Карьера», строками из которого Тоом пыталась оправдать сомнения насчёт возможного предательства своей  гражданской позиции: 

И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство свое,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил ее.

За осознание планеты
шел Галилей один на риск.
И стал великим он… 

Стоит прочитать!

Так говорит Варро Вооглайд: Государство стало враждебной силой

Выходит так, что записанное в Конституции можно не учитывать, если выказываются политические амбиции попавших во власть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.