После развала СССР за пределами нынешней РФ оказались 35 миллионов её граждан. Поэтому надежды на улучшение поддержки российских соотечественников за рубежом возникли в этом году с заменой руководителя федерального агентства «Россотрудничество». Им стал Евгений Примаков. Показательно его выступление на состоявшейся в начале ноября международной онлайн-конференции «Проблемы консолидации русской нации». Её организовал Александр Гапоненко. Главным стало выступление известного русского политика Латвии, экс-евродепутата Мирослава Митрофанова.
Реферат доклада Мирослава МИТРОФАНОВА («Русские XXI века. Две нации – один мир»). Полный текст:
Много говорится о России, россиянах и русских, российских соотечественниках за рубежами РФ. Но в этих понятиях мало конкретики. Соотечественников, живущих за пределами РФ часто они сами, живущие за пределами России, с иронией воспринимают, то, как чиновники РФ причисляют к соотечественникам кого попало. Пора зафиксировать противоречия в понимании того, кто такие россияне, а кто – русские?
*
А/ Прежде, чем рассуждать о единении русской нации, надо разобраться в том, кто такие русские? Предлагается делить их на русскую этническую нацию и русскую политическую нацию.
К русской политической нации относятся, имеющие хотя бы один из следующих признаков:
1/ те, для кого связь с современной РФ более важна, чем связь с любым другим государством, то есть это – и жители РФ, и живущие за её пределами (в Латвии это – граждане РФ, граждане ЛР и неграждане, суммарно это около 10% населения Латвии).
2/ участие в выборах органов власти РФ, в том числе те, кто критикует власть,
3/ уплата налогов в бюджет РФ,
4/ пользование социальными услугами РФ,
5/ установление социальных связей, преимущественно среди граждан РФ,
6/ жизнь в инфопространстве РФ (пожилые неграждане Латвии и Эстонии).
Можно утверждать, что все граждане РФ, постоянно проживающие в России независимо от этнической принадлежности относятся к русской политической нации.
К русской этнической нации (это русские или русский народ) относятся те, которые имеют сильные эмоциональные связи с русским языком и культурой, русской историей и русскими традициями. К ним относится большинство жителей РФ, считающих себя русскими (около 80% населения), а также представители других этносов, которые уже не владеют родным языком, но сохраняют связь со своим этническим происхождением (угро-финны). Они принадлежат и к русской этнической нации и к своей этнической группе. Народности РФ, которые помимо русского языка владеют и своим родным (аварцы, татары) не входят в русскую этническую нацию, зато входят в русскую политическую нацию.
Что касается русских и нерусских российских соотечественников, живущих за пределами РФ, например, в Латвии, для которых Россия превыше страны, и они сохраняют тесную связь с РФ и владеют русским языком, то они также составляют русскую этническую нацию, её зарубежную часть.
*
Б/ Далее возникает вопрос о диаспоре в контекстедвух русских наций. Она имеет три вида.
1/Русская диаспора. Её составляют такие жители за пределами РФ, которую одновременно представляют, и русскую этническую нацию, и русскую политическую нацию. То есть, это преимущественно граждане РФ, постоянно проживающие за рубежами РФ и неграждане, относящие себя и к русской этнической, и к русской политической нации. Но в русскую диаспору входят и те граждане страны проживания, которые относят себя к русской этнической нации. То есть не всякий русский гражданин Латвии входит в местную русскую диаспору. Суммарно в латвии русская диспора составляет около 10% населения страны. (Справка: нелатыши составляют 40% населения – ДК).
2/ Поэтому неверно говорить, например, о русскоязычной диаспоре в Латвии или в Эстонии. Пример: русскоязычного еврея, вряд ли, можно представить членом русской диаспоры. Этот термин используется даже исследователями, причём они включают в эту диаспору всех выходцев из Российской импернии, которые не все относили себя к русскому народу.
3/Наконец, можно выделить российскую диаспору – в неё входят россияне, проживающие за рубежом, и для которых Россия представляет больший интерес, чем страна проживания.
*
В/ Провокационная тема «Русские русские» и «нерусские русские».
Это – десятки миллионов людей, оказавшихся за пределами современной РФ после развала СССР. Но одни русские сохраняют в себе русскость, а другие в силу обстоятельств отказываются от неё (по сути, ассимилируясь, если не этнически, то политически, с титульной нацией страны проживания – ДК).
Часть этнических русских Латвии (и Эстонии – ДК) уже отвернулись от РФ, то есть не представляют собой русскую политическую нацию. Это – и многие русские Украины, русские белорусы (от 6 до 10% населения), которые ни этнически, ни политически не соотносят себя с русской нацией, хотя 90% населения Белоруссии считает родным языком – русский. Есть и исключения: на Донбассе и в Приднестровье местные жители пошли на сближение с Россией, а не на отдаление от неё.
По данным опроса общественного мнения за последние 5 лет в Латвии можно выделить такие три группы населения:
1/те, кто составляют русскую политическую нацию, то есть граждане РФ и апатриды (не имеющие гражданства).
2/нелатыши, которые хотят ассимилироваться, но не могут, так как государство не обеспечивает это стремление. (Или они делают это добровольно-принудительно не в пример Израилю, где это стремление осуществляется с распростёртыми руками).
3/те, кто составляют русскую этническую нацию, но связь со страной постоянного проживания намного выше, чем с Россией. Эта часть входит в русский народ, не являясь русской политической нацией.
Такая дифференциация нужна для консолидации «Русского мира»: надо знать какие группы населения тяготеют к русской политической и этнической наций. Это нужно и потому, чтобы объединится с теми, кто к этому уже не тяготеет, но ещё не успел ассимилироваться (это и есть русскоязычные – ДК). В итоге образуются Русский нерусский мир, который с Русским Русским миром сегодняне только не притягиваются друг к другу, но и противопоставляются друг другу при активном содействии местной власти зарубежного государства. При этом уже сегодня ясно, что большие пласты «Русского мира» в Украине, Белоруссии и Прибалтике отвалились от него. Короче, этот мир сворачивается. Но это ещё не приговор. Примеры Великобритании тому подтверждение – она сумела сохранить в бывших колониях свои традиции. К этому надо стремиться и России. Спасением может стать виртуальная среда – Интернет, который сможет послужить консолидации «Русского мира» ещё лет 30-50.
/Окончание следует/.
Материал подготовил
Димитрий Кленский,
Таллин, 26 ноября 2020