Выскрёбывая «красную память», Эстония предстаёт миру полицейским государством. К такому выводу приходят здравомыслящие эстонцы, не только не согласные с политикой национального русофобского политикума, но и осмеливающиеся публично предупредить народ о возможных угрозах безопасности страны, её будущему.
Их выступления в мейнстримных СМИ и на Интернет-порталах – крайняя редкость в море воинственной русофобии, что возможно объясняется желанием масс-медиа демонстрировать хоть какой-то плюрализм. Среди очередных таких «буревестников» – профессор культурологии Таллинского университета Марек Тамм и доцент Эстонской Художественной Академии, а также эксперт в вопросах охраны старины Рийн Алаталу.
Они выступили на Эстонском ТВ в передаче «Теревизион», отвечая на вопросы журналистки Лийзу Лассь. Их позиция реферирована в материале портала ERR (Ajaloolane: hoopis punasümbolitega võitlev justiitsminister on julgeolekuoht | Eesti | ERR). С этой публикацией в переводе на русский язык можно ознакомиться чуть ниже, после пояснений переводчика и подготовившего публикацию к печати – Димитрия Кленского.
Война с памятниками говорит не только о приближении выборов
Распространено мнение, что правительственное мракобесие со сносом «красных» монументов и осквернением праха красноармейцев приурочено к предстоящим в марте будущего года парламентским выборам. Вот мнение экс-парламентария, левого политика Тийта Тоомсалу: «Речь идёт о попытке Реформистской партии и соцдемов повторить феномен 2007 года с «Бронзовым солдатом» – найти себе поддержку избирателей эстонцев. Более того, ещё и возвращения в электорат реформистов тех, кто склоняется в сторону поддержки партии EKRE. Заодно идёт реализация давних вандалистских намерений и запечатление своего следа в исторической памяти эстонцев-националистов».
Но это – не всё. Речь и о чем-то более глубоком – явлении, которое в советское время было загнано в подполье. Вот, профессор культурологии Таллинского университета Марек Тамм, в связи с утилизацией «красных» монументов опасается «появления или приближения такого государства, что не должно быть нашей целью». Отбросив страхи, признаемся, все мы и профессор тоже, страшимся тоталитаризации на наших глазах государства, а это – первый симптом фашизации или даже нацификации. И речь идет не только об Эстонии, но и обо всём Западе. Примеры? Вспомним президентские «выборы» в США или тотальную отмену свободы слова и СМИ на Западе.
Да и в России похожая тенденция, но где это как раз объяснимо – Россия не парламентся республика, а президентская, к тому же Москва сражается на Украине с НАТО (речь фактически о чрезвычайном или военном положении в стране, а значит и естественном усечении свобод и прав граждан).
«Кто платит, тот музыку заказывает и девушку танцует»
Так что эпопею эстонского государства с «красными» памятниками нельзя сводить лишь к болезненной русофобской одержимости министров нынешнего правительства. К паримеру, зубоскалить в духе ещё советской реплики «Бойся не министра культуры, а культуры министра».
Показательна также забота властей о пропагандистском обеспечении своей войны с советскими (читай: русскими – прим. переводчика) памятниками. Помимо «карманной журналистики», а все мейнстримные СМИ в Эстонии – проправительственные, власть зовет на помощь и социологов. Так, ещё летом Госканцелярия, обслуживающая исполнительную власть ЭР заказала фирме АО Turu-uuringute AS опросы населения касательно отношения к «красным» памятникам.
Отношение к итогам опроса неоднозначно. Известно: «Кто платит, тот и заказывает музыку». А потому в результатах опроса общественного мнения можно сомневаться.
Начну издалека. Когда в Таллине, в 2007 году, в апреле, до скандального перезахоронения праха красноармейцев и демонтажа посвященного им памятника («Бронзовый солдат»), кстати, та же самая социологическая фирма АО Turu-uuringute AS, установила, что эту варварскую акцию правительства Андруса Ансипа поддержало лишь 37% жителей, местные СМИ тем не менее трубили о всенародной поддержке государственного гропокопательства (смотри также РИА «Новости» или Идею демонтажа Бронзового солдата не поддерживает половина населения Эстонии: Псковская Лента Новостей / ПЛН (pln24.ru). Тогда эту невыгодную для власти социологию эстонские политики и СМИ замяли. Достоверности результатам социологического опроса прибавляло и то, что исследование было заказано газетой «Ээсти Пяэвалехт» (Eesti Päevaleht), а не правительством.
А вот нынешнее исследование социологов подтвердило заявления правящей коалиции о том, что большинство населения выступает за удаление из общественного пространства «красных» памятников. Новость об этом на портале Общественно-правового радиотелевизионного вещания ERR с явным удовлетворением озаглавлена так: «Треть русских поддерживает удаление из общественного пространства «красных» монументов». И отмечено, что при повторном опросе жителей, доля таких русских увеличилась.
Верить/не верить опросам населения о «красных» памятниках?
Так вот, сомнения в истинности этих данных всё же могут быть – иные опросы, как рассказала в недавней публикации на портале Dokole.ee научный работник Таллинского университета Эпп Аннус (Epp Annus: monumendisõjast langenute pilgu kaudu | Arvamus). опровергают такую явную поддержку войны с памятниками.
Потом, известно, что ответ зависит от того, как поставлен вопрос. Так, на вопрос об одобрении «уважительного и достойного перезахоронения праха погибших из общественного пространства на кладбища в соответствии с международными конвенциями»одобрительно в начале лета ответили 39% «правильных» русских, а в конце лета – уже 55%. Кстати,среди эстонцев эта поддержка выросла за лето с 79% до 83%.
Но дальше – хуже, начавшиеся осенью раскопки на «красных» монументах с помощью экскаваторов не только вводят в уныние, но и возмущают: впечатление такое, будто рекультивация почвы проходила не на могилах, а на свалках. Об этом красноречиво говорит опубликованный в Сети фотоснимок об уничтожении «красной» памяти на месте братской могилы в Раади в городе Тарту, где извлекли останки 230 человек. Какое уж там уважение к могилам, погибшим и их родственникам?! То есть тех, кого летом опрашивали социологи, осенью элементарно обманули.
И всё же, можно верить данным социологов, поскольку особенно после 24 февраля этого года, в эстонских СМИ и политикуме царит тотальное русофобское единомыслие. Это благодаря зомбирующей население пропаганде, а также благодаря страху отклониться от «генеральной линии», что преследуется обновлённым законодательством.
Тем замечательнее, что есть в Эстонии граждане (не только по паспорту, но и по общественно-политической позиции), которые не боятся излагать свою, альтернативную точку зрения на политику государства. Далее читайте перевод статьи на портале ERR о двух таких эстонцах.
***
Историк: как раз воюющая с красными символами министр юстиции является угрозой безопасности
Воюющая в порядке политкампании министр юстиции представляет куда большую угрозу безопасности для Эстонии, чем художественная роспись потолка зрительного зала в театре «Эстония».
Об этом сказал в телевизионной передаче «Теревизиоон» профессор культурологии Таллинского университета Марек Тамм. А доцент Эстонской Художественной Академии и эксперт сохранения старины Рийн Алаталу предупреждает о намерении законодателя держать на поводке систему охраны памятников старины.
Правительство передало в производство Рийгикогу законопроект о красной символике, после одобрения парламентом которого местные самоуправления должны в течение трёх месяцев устранить красные монументы и символику. Какие из этих символов неприемлемы, будет решать комиссия, в которую входят и члены правительства.
«Думаю, что в целом данная проблема всем понятна, нет общества, которое время от времени не переоценивает своё отношение к прошлому и материальное наследие культуры. Также понятно, что война России на Украине вынудила нас пересмотерть оценку нашего общественного пространства и критически оценить эту Советскую символику. Вопрос скорее всего сводится к тому, можно ли считать своевременным то, каким именно образом мы намерены свести счёты со своим прошлым. И моё мнение – отрицательное. Рассматриваемый законопроект скорее всего разработан, как составная политической кампании в крайне короткие сроки, которые нацелены скорее всего на предстоящие выборы (в парламент, в марте 2023 года – прим. переводчика), чем на решение проблемы по существу», – таков комментарий Тамма.
Тамм отметил, что решаемая задача во многом спорна. «Если в фокусе этого законопроекта стоит освобождение публичного пространства от Советской символики, которая поддерживает или пропагандирует оккупационный режим, то в эстонском общественном пространстве такой проблемы нет. И я утверждаю, что эта проблема во многом надуманная. Просто всё сводится к действиям в интересах собственного избирательного электората, ни Эстонского государства, ни эстонского общества», – сказал Тамм.
Наоборот, Тамм назвал проблемой угрозу безопасности другому –
культурному наследию Эстонии.
Красная символика, как угроза безопасности Эстонии
Министр юстиции Леа Данильсон-Ярг (Lea Danilson-Järg) считает, что красная символика представляет собой угрозу безопасности, а за такую угрозу и безопасность отвечает правительство Эстонии.
«По-моему, это требует вполне живой фантазии, чтобы увидеть в звезде (красной – прим.переводчика) на крыше дома или стене угрозу безопасности Эстонии. Скорее вижу в министре юстиции, которая действует ради того, чтобы понравиться своим избирателям, большую угрозу безопасности, чем Дом офицеров (современное здание Русского культурного центра в Таллине – прим. переводчика), кинотеатр «Сыпрус» или художественная роспись (советская тематика – прим. переводчика) потолка зрительного зала в театре «Эстония»», – критиковал Тамм.
«Если мы вытесним из общественного обсуждения важные темы, аргументируя это подрывом безопасности, тогда речь идет о другом типе государства, которое боится открыто говорить о своем прошлом и в ходе критической дискуссии принять решение, как обходиться с этими символами прошлого», – добавил Тамм.
Тамм отметил, что до сих пор Эстония строила последние 30 лет, государство иного типа. «Такого государства, в котором профессионалы решают вопросы, касающиеся их компетенции. И ещё у нас в Эстонии отсутствует официальное толкование истории. Мне достаточно чужды высказывания министра юстиции о том, что есть правильное и ложное толкование истории. Так существует ли комиссия, которая станет определять, какая история правильная, и какая – нет? Это – знак появления или приближения такого государства, которое не должно быть нашей целью. Политизирование прошлого и истории, это, конечно, то направление, которого надо избегать», – сказал Тамм.
Сомнения в компетенции правительственной комиссии
Доцент Эстонской Художественной Академии и эксперт в вопросах сохранения старины Рийн Алаталу выразила сомнения в том, компетентна ли комиссия.
«Учитывая то, каким образом законопроект подготовлен, у меня глубокие сомнения в отношении состава этой комиссии. Такие комиссии надо создавать до того, как планируется изменение закона, свойственного полицейскому государству, как это сейчас планируется», – сказала Алаталу.
«Это необычное предложение с законом, который позволяет вторгаться в частную жизнь. У меня также страшное подозрение в том, что всё это может привести к самым интересным доносам», – добавила она.
Алаталу отметила, что, если бы комиссия состояла только из историков и художников, то всё-равно такая комиссия не была бы способна определить, точно, что именно разжигает вражду и почему?
«Задача охраны старины – сохранять память. Потому мы и бережём наследие прошлых периодов, чтобы оно было в виде хотя бы открытого учебника перед нашими глазами. Мы должны придать ему такое значение, чтобы мы не поклонялись звёздам (красным – прим. переводчика), а могли бы знать причину их появления. А то, как у нас гасили память, хорошо помнит старшее поколение, жившее в советскую эпоху», – говорила Алаталу.
Рийн Алаталу подчеркнула, что на поводке пытаются держать и охрану старины в случае с поправками, которые собираются внести в строительное законодательство, так как согласно пояснительной записки к этому законопроекту у Департамента охраны старины останутся две возможности – восстанавливать (исторически и художественно ценные здания – прим. переводчика) в соответствии с первозданным видом или уничтожить эту самую старину. Это сравнительно сильное вмешательство в компетенцию Департамента охраны старины.
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus