Памяти бумажного Плуга. Я решила запустить серию публикаций из старых номеров молодежного журнала «Плуг» (см. также Елена Григорьева: “Плуг” (2009-2019) как законченный феномен местечковой культуры 07/12/2019 на портале «Доколе?»). Мне кажется, что мои тексты не потеряли актуальности и незаслуженно подзабылись. Хочется освежить в памяти нашего русскоязычного сообщества. Вот текст о хорошем вкусе 2013 года. По-моему, шедевр, без лишней скромности.
Сезон подходит к концу. Событий так много, редакторский портфель «Плуга» становится все объемистее, что поневоле задумываешься над переформатированием. Во всяком случае, я как автор собственной колонки, задумалась над ее переформатированием.
«Плуг» для меня лично (заметьте, я никому ничего не навязываю:) это поле моего семиотического эксперимента. Чем дальше, тем больше я отдаю себе в этом отчет. Не без помощи «Плуга» со Спутниками. Я – семиотик тартуской школы. Мой метод – метод включенного наблюдателя. Основное достижение нашей Школы на данный момент это ключ к регулярному программированию культурной среды.
Я хочу сделать эту рубрику чуть более личной, при этом увеличив амплитуду наблюдений. Мне представляется, что это наиболее компактный способ хранения памяти на данный момент, позволяющий наиболее адекватное сохранение личности пишущего. Личность это неповторимость, которая наблюдается только на фоне воспроизводимого формата.
Что задает формат? Функция/ю автора высказывания в конкретном контексте.
Личность – личина автора-интерпретатора подчиняется определенным правилам, наработанным долгой традицией письма в предыдущих поколениях. Без распознавания формата, то есть функции автора, не будет ориентира, как читать данный текст. Именно это происходит сплошь и рядом в Сети. Ты думаешь, это ирония, а это со звериной серьезностью. Или наоборот, когда осмеянию подвергается вообще все, без разбору. Энтропия наблюдается в первую очередь в размывании границ, в бесконечной свободе обывателя, носящегося по информационным поводам потребления без руля и без ветрил. То есть формат нужен. Иначе все сольется в одно серое, увы, безмозглое вещество.
Это, понятное дело, все признаки энтропии – дегенерации расы. Но вырождаются не все, как я неоднократно повторяла. Вопрос в том, как отличить дегенерата от наоборот:)? Вот «Плуг» не вырождается, а наоборот, только совершенствуется в мысли и самосознании. Потому что у «Плуга» есть формат, есть узнаваемое лицо и характер.
Однако мы наблюдали и наблюдаем и такие культуры, когда формат становится настолько жестким, что многие, часто лучшие, отправляются в мир иной раньше времени и не по собственному желанию, а желанию диктующих формат. Поднял голову – гильотина. Так что, ответ, как всегда посередине – баланс свободы и правил ее осуществления. Для этого нам надо знать границы своей свободы. Как? Все выясняется на практике. Именно на практике формируется самосознание абстрактной личности или идеи.
Я решила оставить свои обзоры культурных событий для сетевых отчетов, а для «Плуга» все же давать более основательные теоретические обобщения. Наиболее адекватным мне представляется формат философского эссе.