О запутанности английского сознания.
Англичане очень умные, они прямо такие умные, что ни один не признает другого умнее себя никогда в жизни. От этого они начинают страшно интриговать друг против друга, строить козни, плести сети, в сущности, только в этом и проходит вся их жизнь, ну если судить по их литературе и кино, да, впрочем, и истории тоже. Так что «горе от ума» – это не только про русских. У англичан от ума еще какое горе. Для англичанина в ранге короля (см. например фильм «Лев зимой» 1968 по пьесе Джеймса Голдмена про первого Плантагенета) вполне регулярное поведение и логика поступка в духе: всех казню, всех перебью, один останусь и умру в гордом превосходстве над всеми смертными.
Всем нам прекрасно известны примеры таких английских королей, что Шекспир, скорее, преуменьшил их кровавость и общую монструозность в своих известных пьесах. Лучший из принцев (по Шекспиру) Гамлет (герой конечно назван датским, но мы же понимаем законы жанра) лично перебил столько народу, отправив еще попутно на виселицу двух своих университетских товарищей, которые ни сном, ни духом в кознях двора не понимали, что, пожалуй, вполне тянет уже на триллер эпохи постмодерна, как нам блестяще показал Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» 1960, экранизация 1990). Том Стоппард великолепно понимает всю эту логику англичан, но никакой другой логики он, как англичанин, понять не может. Об этом свидетельствуют его совершенно беспомощные пьесы из жизни русских революционеров.
Англичанин категорически не способен понять другого как равного себе. Категорически. Это просто никак не укладывается в их английском мозгу. Вот так у них устроен мозг. Сериал о «Мегрэ» (2016-2018) совсем свежий — тому яркое свидетельство. Мегрэ в английской версии — это ровно англичанин из Агаты Кристи, никакой даже попытки изобразить «о, ля, ля» и некоторую присущую французам живость. И это означает высшую степень уважения к французской культуре с точки зрения англичанина, до полного игнорирования всяких особенностей и отличий одной культуры от другой. Для англичанина существует только одна культура, единственная, остальное — варвары, которых изображают схематично, даже карикатурно, ну с редкими заходами в экзотические формы межрасовой любви.
Англичане сверх-рациональны, расчет сквозит в каждом их жесте, и при этом совершенно безумны, как Шляпники из бессмертной «Алисы». Нигде не сохранилось столько ненужных абсурдных вещей и ритуалов как в Англии. Они даже этим гордятся, примерно как в том анекдоте про ночной энурез и психоаналитика. Нашли чем — раздельными кранами для горячей и холодной воды и почти неотапливаемыми домами. Футбол — национальная гордость и символ — абсолютно абсурдная игра, порождение запутанного в абстракциях сознания. Это еще старик Хоттабыч понял на футбольном матче. Разумеется, эта игра, как и всякая игра в мяч, имеет свои мифологические языческие корни, но во что эти корни превратили англичане? Какие свойства человеческого тела и характера воспитывает и формирует футбол? Почему мяч только ногами?! Даже регби и американский футбол логичнее. А крикет?! Чтобы научиться играть в эту совершенно бессмысленную игру, надо начинать с раннего детства и желательно в закрытой школе для избранных, с которыми ты будешь играть в крикет до конца жизни. Я несколько раз пыталась вникнуть в детали этой игры, но поняла, что лучше всего изучать эту игру по «Алисе», там смешнее.
Ох, не дай Бог родиться англичанином, бррр. Впрочем, они этого, разумеется, понять не могут, они же англичане.
Да и кроме того, все, что я тут описала, стремительно разрушается. Возможно, именно поэтому сейчас яснее проступают те особенности, которые характеризовали этот тип ментальной матрицы. Почти все черты английского национального характера сейчас размываются, чтобы не сказать, втаптываются в грязь самими носителями. Остаётся только суть — англичанин никогда не признает право варвара на равный с ним диалог. Больше цепляться не за что, но и этот столп стал подобен верёвке, колеблемой на ветру. Как соблюдать своё право на превосходство, если пороки элитных тайных клубов становятся обыденностью самого распоследнего обывателя? И вот двойные стандарты, изначально присущие подобному типу сознания, начинают накрывать и настигать их носителей с беспощадностью естественного отбора. Что породило эту матрицу, её убивает.
Замечательный опус!
благодарю:) приятно, когда есть, кому оценить английский юмор по-русски:)