Елена Григорьева: “Школа хорошего вкуса на грани выживания”

Памяти бумажного Плуга.

Я решила запустить серию публикаций из старых номеров молодежного журнала «Плуг» (см. также Елена Григорьева: “Плуг” (2009-2019) как законченный феномен местечковой культуры 07/12/2019 на портале «Доколе?»). Мне кажется, что мои тексты не потеряли актуальности и незаслуженно подзабылись. Хочется освежить в памяти нашего русскоязычного сообщества. Вот текст о хорошем вкусе 2013 года. По-моему, шедевр, без лишней скромности.

Я считаю, что выдержанность хорошего вкуса это главное достояние  нашей маленькой северной страны Эстонии. Эстонские девушки по свидетельствам иностранцев выглядят все как топ-модели. И это правда. Наши кафе, рестораны, выставочные залы, прикладное искусство, парки, ландшафты и т.д. практически всегда безупречны по вкусу, будь то даже постмодерная эклектика в интерьере.

Мои противоречия с господствующей властью всегда носили прежде всего эстетический характер. Мне вообще кажется, что общество начинается со стиля, с умения различать хороший и плохой вкус, сохраняя уважение к предпочтениям других. Это и есть культура. Вопрос в том, чьи именно  предпочтения возобладают в той или иной среде и/или ситуации. Крайне обидно, когда в твое пространство хорошего вкуса вторгается безудержное эстетическое хамство. Ну например, когда в оформление двора эстонской корчмы влезают пластиковые лебеди на пластиковом фонтане. Вкус это прежде всего внимание к аутентике.

И еще мне кажется, что национальные противоречия в нашей стране также в значительной степени носят эстетический характер. Я буду говорить только о русско-эстонском эстетическом конфликте просто потому, что лучше всего знаю этот предмет.  Посмотрите как лежат покойники в русской и эстонской частях кладбища в Тарту. Думаю, что комментарии излишни. Русское чувство вкуса столь широко, что никаким указом Достоевского его не окоротишь. Русский вкус воистину всеяден, как мы видим на экстремальных примерах новорусского гламура.  Россия столь огромна, что эстетические критерии внутри этого пространства вовсе неприменимы. Там рождается буквально все. Очень непредсказуемая креативная среда. Общества как такового в России и не наблюдается. Есть правящий гламур, а все прочее – неразбериха. К широкомасштабной экспансии склонен, как водится, правящий вкус, который на периферии Империи зачастую дегенерирует в самые смехотворные и уродливые формы. Ни для кого не секрет, что значительная часть русской ообщины Эстонии ориентируется на стиль Империи, игнорируя местные реалии.

Этим посланием мне хочется поставить проблему защиты эстетической окружающей среды в нашей стране.  Защитим матрицу эстонского дизайна!

Мы, русские эстеты Эстонии, обязаны сохранить нашу эстетическую самоидентичность. Эта самоидентичность предполагает разумно сбалансированный минимализм в выражении своего “я” во всех областях культуры. Разумеется, не все в эстонской современной визуальной культуре соответствует этому стандарту. Стандарт вообще есть мнимая абстракция, отклонения от которой, впрочем, имеют свою предельную амплитуду. Этот стандарт подвергается давлению и сомнению как извне, так и изнутри. И самую большую опасность здесь представляет собой наш большой имперский сосед, который не очень считается с нашими вкусами.

Как проникает дурновкусие в нашу среду обитания?

Разумеется, в первую очередь через телевидение. Телевидение навязывает стиль бессмысленного раззолоченного прожигания жизни по всем возможным каналам. Любой гламур безобразен, но у новуоришей он еще и смехотворно неатунтичен. Это было описано уже у Мольера в “Мещанине во дворянстве”.  Система ценностей, навязываемых телевидением, это школа и шкала безудержного потребления. В эту воронку гонки потребления постепенно затягивает всю культуру. Содержательную культуру повсеместно замещает демонстрация потребления культуры. Однако не везде. Я вижу свою задачу как ученого и педагога в выявлении ростков хорошего вкуса в окружающей культуре. Выявления и пестования нормальных здоровых форм культуры. Конечно, это ответственное заявление, и я чувствую себя обязанной дать определение своего понимания нормы. Я предлагаю всем свой прибор культурного видения – свое слово. Полагаю, что мои профессиональные сертификаты дают мне право на высказывание своей позиции даже по столь деликатному вопросу.

Что такое хорошо и что такое плохо в моей системе? Я буду говорить почти исключительно о позитиве, потому что это именно то, чего нам так сущностно не хватает в окружающей нас враждебной среде обитания.

И в качестве примера я буду использовать субкультуру вокруг «Плуга». В прошедшем сезоне я запустила в ризому мем «туса хорошего вкуса». Мне кажется, что мем показывает свою продуктивность. Уровень вкуса, то есть самосознания, нашей тусы, с моей точки зрения, вполне соответствует моим представлениям о разумности. И более того, этот уровень неуклонно возрастает. Если бы у меня был семинар, я бы уже посадила студентов изучать эволюцию развития уровня мысли в «Плуге» и вокруг.

Это не значит, что некуда развиваться, нет пределов совершеству. Это значит, что мы развиваемся нормально, то есть разумно. Я понимаю, звучит скучновато:) Но, насколько я знаю, скучать нашей тусе не приходится. И это замечательно.

И в заключение этого отчета мнение еще одного эксперта. Я попросила ответить на мой вопрос о том, что такое стиль, стилиста, профессионала в конструировании моды и образов, художника, педагога, автора захватывающих лекционных курсов и мастер-классов, автора научных работ, автора сценария к фильму «Пространство Лотмана» и так далее (ее CV читается как музыка для интеллектуала), свою коллегу и подругу Яну Сафарову (С.-Петербург).

«Поскольку я веду курс “История стилей и образов”, обычно студентам говорю, что иногда для понимания сложного достаточно самого простого объяснения. Часто оно кроется в этимологии слова, что в данном случае относится и к понятию “стиль”. Все мы знаем, что первичное значение этого термина, который сейчас звучит повсеместно и применяется к месту и не к месту, это палочка для письма, но главное – стержень. Именно это и является определением любого стиля, будь то исторический стиль, стиль живописи, литературы и, наконец, моды и модного поведения. Всего-навсего стержень, который держит сложнейшие конструкции в истории искусства и человеческой культуры. Не дает рассыпаться тому прекрасному, что создается в тот или иной период. Это же относится к манере художника (музыканта, писателя, поэта…), образу человека, о котором мы говорим “стильный” и многому другому. Это тот код, который дает нам возможность узнавать направление или эпоху. Так что стиль – это то, что с одной стороны держит как стержень, а с другой – записывает (как стило) все, что объединяется в эпохе, мастере или человеке. Мне кажется, что стиль – это универсальный ключ к пониманию образов.

От моды стиль отличается так же, как, например, живопись от стиля живописи, а литература от литературного стиля. В идеале каждое художественное явление должно иметь свой стиль, но бывает, что произведения той же моды (как и любого другого искусства) бывают чрезвычайно талантливыми, но держатся в рамках большого стиля, находясь по сути в мейнстриме. Это не хорошо и не плохо, так как любой стиль складывается из бесконечного множества фрагментов. Поэтому мода – это не стиль как таковой, хотя мы и говорим “стиль моды эпохи”, а скорее вектор, или несколько векторов, среди которых и кристаллизуется один, доминирующий, который по сути и становится Стилем.

Поэтому, полагаю, стиль является внутренней, а не внешней характеристикой и относится больше к духовному, нежели к эстетическому началу. Как-то так…» И уже совсем наконец:) Я хочу поздравить «Плуг» с очередным витком борозды по орбите. Каждый номер выводит наше самосознание на все более высокий уровень понимания. Я хочу напомнить, что процесс творчества не имеет высших границ, что совершенству нет предела. Мне кажется, что многие со мной согласятся, что нижних пределов вкуса мы с вами насмотрелись уже до тошноты. Вот такой вот парадокс: нижняя граница есть, а верхней – нет:) Так что – только ввысь! Ура!

Стоит прочитать!

ИЛЛЮЗИОН. Елена Григорьева: “Убийства по пятницам”

Детектив - это так драматургично, расследование - это реконструкция прошлого, это всегда отчасти Шекспир.

2 комментария

  1. подумалось, что вместо слова “Плуг” в тексте можно было бы поставить уже и слово “Доколе?”, но все же пока рано, мне эта мысль едва-едва пришла в голову:)

  2. Кленский Димитрий /Таллин/

    Замечательная статья. Не знаю, как я её пропустил. Жаль, что прочитавших статью так мало. Советую всем прочитать её. Даже тот, кто пожалеет, что прочитал, получит, пусть незаметно для него, полезную инъекцию культурности, которой так не хватает русскому и русскоязычному населению Эстонии. Признаюсь честно: отношу критику и к себе.
    Спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.