Джавахарлал Неру: “Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы – его творение, и мы живём, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое – значит не понимать настоящее”.
Ни для кого не секрет, где присутствуют полезные ископаемые, там разворачивается жизнь. Так было в “застойный” советский период. Прямо противоположно звучит моему пониманию слова “застойный”. Быстрыми, нарастающими темпами идёт строительство городов и населённых пунктов, в атмосфере подлинного коллективизма и товарищества, с девизом “Даёшь стране сланец!”.
К сожалению свидетелей видевших это начало не осталось. Давно это было, в 1948 году. Но радует, что есть не равнодушные к истории нашего общего дома в Эстонии и не держат архивы под амбарным замком, а делятся с любопытными особами типа меня. Спасибо, Михаил Меньшов!
Судя по кадрам прошлого нашего посёлка, в строительство вливались не плохие средства, дома поднимались, как грибы после дождя. Первые строительные работы проводились военнопленными – административное здание шахты, водонапорная башня, жилые дома, школа, детские ясли, поликлиника, баня, детский сад, позже пристройка к школе (детей было много учились в две смены), дом культуры, “хрущёвки”. На моей памяти – книжный магазин, мастерская по обработке шерсти, прачечная, кинотеатр, столовая, кулинария, три магазина на посёлок вместе с промтоваром.
Всё для нас – для людей, живших под всевидящим оком “оккупантов”. Поднимался, зеленел, жил и рос посёлок в тот “мрачный” период. А теперь объясните мне, люди добрые, может я чего не понимаю – это она и есть “оккупация”?
Жили, песни пели, любили, детей рожали. Спокойно смотрели в окно будущего, видя себя там, хочешь дояркой, хочешь трактористом, а хочешь учителем, – окно “застойного” времени было прозрачным! Каждый мог увидеть себя и директором и профессором и рабочим, и хулиганом, кто как настроен был по ней, по жизни той шагать. Это и есть “Oккупация”?
Где мы недоглядели, кому доверились в той жизни, что допустили это жуткое разрушение? Вопрос останется без ответа, я знаю…
Как бы сейчас наша жизнь не протекала, я всегда помню об этом, тем и закончу своё повествование.