Не любопытства ради понесло меня на эти руины.
Именно с этого промздания и началась история небольшого посёлка,и происхождение каждого сомпавчанина,так же и нашей фамилии.
Шахта «Сомпа» (эст. Sompa kaevandus) — сланцевая шахта в п. Сомпа (г. Кохтла-Ярве, Эстония). Входила в АО «Эстонсланец».
Строительство шахты началось в 1946 году немецкими военнопленными, они же и работали в шахте до 1949 года. И теми же годами строился наш шахтерский посёлок.
Народ съезжался со всего союза, как рассказывали сторожилы, не особо привлекательным был наш регион для интеллигенции, сосланные или прибывшие в места, где “Макар телят не пас”, наш регион считался 101 км.
В шахте работали, как простые работяги так и бывшие заключенные разных мастей. Особенно тяжело приходилось с ИТР, потому инженеры, как и директора менялись очень часто, элементарно не справившись с сланцевым производством. Но с годами всё менялось, выстраивалось, совершенствовалось, посёлок рос и заселялся, а так же появлялись и выученные горнорабочие специалисты.
Меня ещё не было и в проекте, потому пишу чисто со слов мамы, как нам уже известно, чудесной рассказчицы историй своей жизни.
После многих скитаний по союзу, всех смешных и не очень курьёзов случившихся с ней в тот период, первый день зашла она в административное здание шахты Сомпа в 1949 году.
Я так и стояла раскрыв рот, разглядывая голубой небосвод внутри этого восхитительного здания из гранита, пока не подошёл какой-то мужчина в пиджаке и не тронул меня за плечо. Девочка Вы к кому?
Да, именно голубым небом с облаками был расписан потолок в актовом зале здания, только не хватало ангелов, так было красиво. К сожалению я этой картины не застала.
В 20 лет мама приехала в Эстонию по распределению, не желая этого, ждала видеть себя в списках на Ленинград, но судьба распорядилась иначе.
И вот она шахтёрка, настоящий подземный рабочий, с лампой во лбу навьюченная аммонитом, твёрдо шагающая в черноту подземелья неся драгоценно опасный груз для производства взрывных работ. Годами позже, там же в шахте, следит за насосами, от монотонной работы которых её тянуло в сон, тем временем крыса благополучно лямзит шабашку с уже дырявого кармана. Но было и такое, что та же или нет крыса спасла маме жизнь, начав дёргать за фуфайку. Ощутив это, мама подскочит со стула машинально кинув чтиво и в ту же секунду случается вывал, от места вахты осталось куча породы и облако жёлтой пыли. Мама плакала, книга была чужой, в то время утратить подобное было вселенской трагедией…
Как бы странно это не звучало, но маме очень нравился этот подвальный период её жизни и переживала, когда 1959 году всех женщин “вывели на поверхность”. Ей не хватило одного года подземного стажа, что когда-то много значило.
Где и кем только не работала она на этом производстве, и “на лопате”, и в ламповой, и в бухгалтерии. Там же познакомилась с нашим отцом.
В то время была очень большая очередь в детские ясли, а мы у мамы появлялись быстрее, чем шла стройка очередного детсада, потому мой брат до нескольких месяцев спал в корзинке под столом кабинета бухгалтерии вместо котёнка, пока “мяуканье” не услышал начальник отдела. Так мы, сомпавчане, и росли одной семьёй во дворах своей улицы, в коридорах общежития и общей кухне.
Девочки постарше меняли пелёнки малышам, мальчики гоняли коляску по очереди, по большим дорогам, где не было такого количества машин, как сейчас, но в “Камаз” все ж чуть не влетела коляска со мной.
Посёлок кипел жизнью. Жилья не хватало, комната в общежитии была “счастливым билетиком”, а квартира “колесом фортуны”.
Никто не жаловался, терпеливо ждали свою очередь и радовались за приобретение жилья соседом, ремонты, перестройки в квартире делались всем двором. Отмечали, веселились, праздновали тоже всем двором.
В пиковые 80-е годы добыча составляла в год 1 млн. 700 тыс. тонн. На шахте работало более тысячи горняков… Никому и в голову не приходило, что всё это, кровью и потом созданное в недалёком будущем превратится в руины…
Перестройка
Начало 90х было трудным для госпредприятий Ээсти Пылевкиви. Нехватка денежных средств преследовала на каждом шагу. Зарплаты работникам стремились платить вовремя, но случались и задержки. Руководитель ЭП Вяйно Вийлуп распорядился выплачивать зарплату руководителям только после того как свои деньги получат рабочие.
В 99-м сменилось всё руководство акционерного общества эстонсланца, и хозяйство пошло по новому. Шахты начали закрывать одну за другой. Под молоток пошла и наша Сомпа.
Последние тонны сланца ш. Сомпа выдала на гора в октябре 1999го. На ликвидационные работы давался минимальный срок (март 2000) всё из под земли следовало вывезти. Полный бред – помню говорили многие, вывоз 42 км. подземных рельсовых путей, горных машин и конвейеров из забоев за такой короткий срок! Я участвовала в этом, работая на кране механического участка. Душа рвала и метала, слезы душили с очередной “козой” с рельсами на метлом…
Из рабочих помоложе скомплектовали бригады которые работали в две, а порой и в три смены. Подземной работой руководил начальник участка подземного транспорта шахты Владимир Быков (мой будущий замечательный начальник на другой шахте, куда всех нас перевели годом позже). Рабочим установили сдельную оплату и работа закипела, к февралю 2000 подземелье практически было пусто. Остались только насосы на станциях-чтобы избежать преждевременного затопления. Их начали вывозить с самых дальних участков, поскольку рельсовых путей уже не было везли их на металлических листах прицепленных к трактору. В конце концов насосы вынуждены были остановить и в выработки начала подниматься вода.
Вот так остался под землёй подготовленный к выемке запас – 5 миллион тонн сланца и 28 миллион тонн подтверждённого активного запаса в пределах шахтного поля…
Конечно с ликвидацией шахт жизнь нашего посёлка не остановилась. Но такой, как прежде, она не будет никогда.
Удивительно!!!!! Ведь все так и было. С огромным удовольствием окунулась в то время!!!и как в школе в две смены учились. И главное вместе и русские и эстонцы. И 9- го мая как на Эреда походом ходили, а в клубе Сомпаском кружков сколько было!!!!! Тогда 6 тыс. человек проживало, а сейчас 600 только. Но я всегда гордилась, что родилась и выросла в Сомпа.
Спасибо.Хорошее было время,доброе.Я с ностальгией вспоминаю его еще и потому что это было наше детство.