95 лет со дня смерти российской императрицы Марии Фёдоровны.
Мария Фёдоровна, в девичестве принцесса датская Мария София Фредерика Дагмар, была отважной и очень практичной, а с возрастом – мудрой и весьма прозорливой дамой. И последние годы своей жизни она провела отнюдь не в бедности и, как принято писать, в «изгнании» в Дании, а в роскоши и неге, абсолютно по-королевски. Свидетельством тому служат её письма и многочисленные документы, которые по сию пору хранятся в королевских архивах.
И все благодаря твёрдому и упрямому характеру. Посудите сами, ведь в 1864 году в возрасте 17 лет она была помолвлена с наследником русского престола – цесаревичем Николаем. И уже через два месяца после помолвки, 29 октября 1864 года, в тайне от своих венценосных родителей, короля Кристиана IX и королевы Луизы, она пишет будущему свёкру, русскому царю Александру II, довольно смелое письмо:
«Мой дорогой папа! Простите, что я обращаюсь к Вам с мольбой о помощи, но я не могу без боли смотреть на то, как страдает мой бедный отец, моя отчизна и мой народ! И я молю Вас защитить нас от этого жуткого прусского агрессора и тех условий, которые он навязывает нам! Ваша искренняя и послушная дочь Дагмар Мария».
Речь шла о немецком канцлере Отто фон Бисмарке, который пошёл войной на Данию и захватил в ходе военных действий огромные территории, в том числе и герцогство Шлезвиг-Гольштейн. И без того бедное Датское Королевство обеднело ещё более, потеряв по мирному соглашению, подписанному в Вене, почти треть своих земель.
23 апреля 1865 года умирает от туберкулёзного менингита её жених – цесаревич Николай. «Безутешная невеста, датская принцесса Дагмар, склонив свою прелестную головку на подушку любимого, держала его за руку, словно хотела вдохнуть в него жизнь силой своей любви. Рядом, у постели Николая, сидел его брат Александр. Теряя силы, Николай соединил их руки со словами “Позаботься о Дагмар, у неё хрустальная душа”, как бы передавая свою невесту брату», – написали тогда датские репортёры.
Трагический поворот судьбы «не выбил храбрую принцессу из седла». Уже через месяц, 22 мая 1865 года, находясь на отдыхе в летней королевской резиденции «Фреленсборг», она пишет письмо Александру II, в котором, упомянув о своей боли и скорби, признается:
«Я хотела бы услышать от самого Саши, действительно ли он желает быть вместе со мной, потому что ни за что в жизни я не хочу стать причиною его несчастья. Да и меня это скорее всего также не сделало бы счастливой. Надеюсь, Вы понимаете, что я хочу этим сказать. Но я смотрю на вещи так и считаю, что должна Вам об этом честно сказать».
Но не нужно забывать, что и мать Дагмар, датская королева Луиза, и императрица Мария, супруга царя Александра II (до замужества обе – принцессы Гессенские), были заинтересованы сохранять и укреплять династические узы.
И 23 июня 1866 года, следуя воле родителей, цесаревич Александр делает предложение руки и сердца датской принцессе Дагмар. 22 сентября 1866 года она, вместе со своим старшим братом, кронпринцем Фредериком, и внушительной свитой, отважно ступает на борт королевского корабля «Шлезвиг» и отправляется навстречу своей судьбе, чтобы сочетаться браком с наследником русского царя – будущим императором Александром III.
Изящная и хрупкая, как балерина, Дагмар 9 ноября 1866 года венчается с цесаревичем Александром, поменяв предварительно веру с протестантской на православие и имя. Она становится Марией Фёдоровной или Минни, как ласково ее звали в кругу семьи.
6 мая 1868 года она дарит счастливому мужу сына – наследника престола, которого назовут Николаем. В письме своей тётушке Санни в Данию она пишет два месяца спустя: «Молю Бога о том, чтобы он подарил мне побольше знания и терпения, чтобы я смогла достойно воспитать моего маленького ангела».
Она родит ещё пятерых детей, станет после убийства Александра II народовольцами императрицей, а в 47 лет неожиданно овдовеет. Царский престол наследует ее старший сын Николай.
25 марта 1919 года, после бурных и трагических событий Октябрьской революции, вняв неоднократным просьбам своей сестры, королевы Великобритании Александры, и поставив в известность датский королевский двор, вдовствующая императрица даёт согласие на отъезд в Данию.
Её жизнь в Дании «изгнанием» не назовёшь. Мария Фёдоровна пишет сестре, вдовствующей английской императрице Александре, 14 декабря 1920 года: «Ангел мой! Слава тебе, Господи, что я могу снова жить в нашем старом добром “Амалиенборге”, в тепле и покое, чувствуя себя здесь дома! И поистине промысел Божий, что нам тогда удалось так быстро приобрести эту очаровательную виллу “Вилюре”, которая стала для нас настоящим домом и позволила жить самостоятельно, не завися от кого бы то ни было». (Амалиенборг – действующая резиденция датских монархов, дворец 1794 года в центре Копенгагена – Н.К.).
12 июля 1924 года она пишет с восторгом ей же в Лондон: «Когда погода здесь чудесная, как, например, сегодня, то вилла “Вилюре” кажется просто земным раем».
Стареющая вдовствующая императрица уже не давала роскошных балов, но «на ужин приходили и регентствующая чета, и знатные аристократы, а к вечернему чаю их наведывалось так много, что зачастую по 10, а то и 15 дорогих автомобилей “толпилось” у въезда на виллу Марии Федоровны». Так писал в своих воспоминаниях её личный казак Тимофей Ящик. Частью её свиты были Князь Вяземский, князь Долгорукий, фрейлина графиня Зинаида Мейгден и генерал Потоцкий.
Король Англии Георг V в своих письмах осторожно предлагал Марии Фёдоровне свою помощь в продаже фамильных сокровищ, но она вежливо отказывалась. Как любят повторять датчане: «Дагмар была императрицей с характером».
После роскошной жизни в России ей трудно было первое время отвыкать от беззаботных привычек царского двора. Вот, к примеру, что она писала 22 августа 1922 года в письме своей сестре Александре в Лондон: «Я не могу теперь, как прежде, делать дорогие подарки, и данное обстоятельство – сущее наказание для меня, ибо возможность дарить всегда доставляла мне огромную радость».
Пережив своего супруга императора Александра III, четырех сыновей – Николая, Александра, Георгия и Михаила, – и старшую сестру, вдовствующую английскую императрицу Александру, к которой была очень привязана, Мария Федоровна тихо ушла жизни 13 октября 1928 года.
А сундук с сокровищами, который, как писала в своих воспоминаниях фрейлина Марии Фёдоровны Зинаида Мейгден, супруга князя Долгорукого, «значительно пополнился драгоценностями, переданными из Англии, по завещанию сестры Александры», исчез буквально в одночасье. За ним приехал на виллу «Вилюре» в тот же день, как только умерла Мария Фёдоровна, посланник от английского короля и забрал его в Великобританию. Как потом выяснилось, такова была последняя воля Марии Фёдоровны.
Драгоценности, выкупленные в своё время английской королевой Мэри, по наследству перешли к королеве Великобритании Елизавете II. На одном из снимков, сделанных в Шотландии в год празднования 60-летия коронации Елизаветы II, она запечатлена в роскошной русской тиаре из того самого сундучка с сокровищами, которые русской императрице Марии Фёдоровне удалось вывезти из России в Данию в 1919 году.
Источник информации: архивные материалы из королевских архивов Дании, Копенгаген (Rigsarkiv, København, Denmark): архивные документы королевского музея «Амалиенборг» (Amalienborgmuseet)
Надя Кнудсен, журналист
Дорогие друзья! Нашему сайту нужна ваша поддержка. Желающие это сделать, могут перевести посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus