У эстонских спецслужб явно наблюдается весеннее обострение. Арест правозащитника Середенко уже заставил задуматься о вменяемости людей, принимающих подобные решения. Но на достигнутом решили не останавливаться и в свет вышел новый ежегодный отчёт Полиции безопасности, наполненный всяческими несуразностями. Из-за большого объёма мы не можем перевести его полностью. Поэтому решили ограничиться отрывком о “подрывной деятельности Кремля” в отношении русской молодёжи в Эстонии.
Кремлёвские активисты в Эстонии много говорят о важности привлечения молодёжи, но на самом деле не заинтересованы в приходе нового поколения – молодые активисты поставили бы под угрозу их доходы, воображаемую позицию в общине, а также повлияли бы на рабочие отношения с российским посольством. Хотя, конечно, поощряется привлечение своих близких на мероприятия, связанные с Российской Федерацией. Смена поколений дозволена только по семейной линии: в этой роли оказываются дети бывших активистов Ночного дозора. Работа с молодёжью проводится в основном по двум причинам:
1. Это является приоритетом кремлёвской политики раскалывания, проведения которой требуют от представительств России за рубежом.
2. Молодёжные проекты ввиду важности темы финансируются в первую очередь, что для организаторов означает часто хоть и небольшой, но стабильный доход.
Знание государственного языка и качественное образование для школьников иной национальности напрямую связаны с безопасностью. Это подтверждает опыт других западных государств в области интеграции. И хотя интерес местной молодёжи к кремлёвской политике раскола невелик, повседневный круг общения влияет на её мотивацию и успешность в учёбе. Тут важна поддержка со стороны родителей и учителей, а также заинтересованность и желание местных самоуправлений помещать детей в эстоноязычную среду ещё в дошкольном возрасте.
Желание Кремля сохранить сегрегированное двуязычное обучение, направленное на раскалывание общества, никуда не исчезло. Для этого поддерживается деятельность псевдосвободных объединений на международном уровне и оказывается влияние на молодёжь с целью её участия в проектах, связанных с политикой раскалывания. Например, ученики из разных школ при поддержке и с ведома директоров и учителей вовлекаются в производство и распространение пропаганды на тему Второй мировой войны. Самым заметным примером деятельности, связанной с 9 мая, было видео “Победа 75”, созданное при участии учеников Таллиннского Линнамяэского русского лицея, в котором школьники, одетые в красноармейскую форму, исполняют песни и читают стихи на эту тему на фоне архивных кадров.
Из-за того, что зарубежная русскоязычная молодёжь находится на дистанционном обучении по причине коронавируса, Кремль хотел больше вовлекать её через виртуальное пространство, но по крайней мере в Эстонии заметных результатов достигнуто не было. В отличие от прошлых лет, молодёжь также не получилось привлечь на мероприятия, связанные с политикой раскалывания, а интерес молодёжи к виртуальным мероприятиям был низким. Поэтому из России в Эстонию импортировали разработанный ещё с 2016 года специальный пропагандистский проект “Знаю Россию”, в рамках которого участники в том числе соревнуются в собирании пазлов с изображением карты России и её регионов. Его поддерживают, например, Общественная палата России, Национальный антитеррористический комитет, Русская православная церковь, Росмолодёжь и др.
Проектом заинтересовалось посольство России в Эстонии, чтобы создать у местных школьников положительное представление о России. Целевой группой являются прежде всего поддерживающие контакт с посольством русскоязычные школы, а также образовательные учреждения с эстонским языком обучения. Рекомендуем школам и местным самоуправлениям Эстонии взвесить целесообразность такого рода предложений, которые делаются “из гуманитарных соображений” – помимо спорной образовательной ценности есть опасность неосознанно поддержать достижение пропагандистских целей Кремля – например, на пазле с картой Крым изображён как часть Российской Федерации.
На практике политика раскалывания во многом схожа с советской плановой экономикой, которая о человеке не заботится. Это было заметно в ситуации, произошедшей в 2020 году, когда Россотрудничество (новое название – Русский Дом) по причине коронавирусных ограничений не пустило в Россию студентов, которые учатся в российских вузах на основании квоты. На просьбы студентов о помощи, направленные в разные представительства и учреждения, внятного ответа и решения не последовало. Целью проекта было заполнение квоты на учебные места, и формально этот план посольство выполнило. А будет ли эта молодёжь учиться на самом деле, и каким будет её дальнейший статус – это российских чиновников больше не интересовало. Примечателен тот факт, что школу с русским языком обучения закончили 90% молодёжи, которая идёт учиться в российские вузы. Вышеупомянутая двуязычная система образования способствует ситуации, в которой многие наши молодые люди вынуждены уезжать на учёбу в Россию.