История, посмотрев которую понимаешь, что:
1) происходит в мире за последние годы;
2) как не надо смотреть новости, если не удаётся их не смотреть;
3) два года из пяти, что я изучала основы маркетинга и читала Котлера, вполне можно было потратить на что-то иное.
Я не собираюсь проводить параллели между событиями вымышленными и реальными. Лишь вкратце перескажу сюжет фильма. Кто захочет – посмотрит и самостоятельно сделает выводы.
За несколько недель до президентских выборов в стране разгорается сексуальный скандал. Глава государства застукан в кулуарах Белого Дома с барышней-скаутом. Казалось бы, исход выборов предрешен, но не тут-то было. Советник президента Конрад Брин, он же помощник по внештатным ситуациям (Роберт Де Ниро), обращается за помощью профессионала — кинопродюсера Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман).
Чтобы заинтересовать кинопродюсера, Конрад Брин обещает тому исполнение самых невообразимых пожеланий и неограниченные полномочия. На языке «киношника» — Конрад сравнивает стоящую перед ними задачу с созданием самого гениального фильма в истории Голливуда. С одной оговоркой: Стэнли Мотсс не сможет рассказать о происшедшем ни одной живой душе.
Дальше начинается сюрреалистическая по тем временам история. Для перевыборов нашкодившего президента требуется отвлечь нацию, переключив внимание людей на нечто более зрелищное и масштабное. Для этого штаб спасения за считанные дни организует маленькую победоносную войну с Албанией. Войне предшествует обширная подготовка: цепь якобы случайных (!) оговорок политиков во время публичных выступлений, слухи в прессе, уклончивые ответы президентской пресс-службы. Так Америка вступает в состояние войны, не воюя.
Пару лет назад я писала развёрнутую рецензию на фильм, вот описание одного эпизода, я просто считаю его особенно «говорящим» ‒ это павильонные съемки места боевых действий. В качестве довода об эффективности такого рода воздействия приводятся кадры, демонстрирующие последнюю из штатовских войн. Бомба попадает в фабричную трубу. Взрыв. Следует вопрос: откуда понятно, что это репортаж с места боевых действий? Ответ: так об этом сказали в новостях!
Очаровательная девчушка лет 11-ти, отобранная продюсером для съемок среди десятка претенденток, бежит по пустому павильону с зеленым «задником», делая вид, что испуганно пригибается. При этом, ребенок прижимает к груди пачку то ли чипсов, то ли попкорна.
После съемок начинается священнодействие. За фигуркой девочки появляется картинка пылающей деревни, добавляются звуки выстрелов, рвущихся снарядов, человеческие крики. Апогей абсурда – выбор котенка, которого ребенок трепетно прижимает к груди (взамен той самой пачки попкорна). Голливуд предложил нормального, в меру тощего дворового кота. Но в связи с государственной важностью проводимых мероприятий (спасение президентских выборов, как никак!), решение о выборе породы кота для ролика/репортажа принимает президентом страны. Руководитель выбрал беленького котика редкой и экзотической породы, которых на все Штаты набиралось от силы штук 10… Штаб по спасению выборов схватился за головы, но ничего не поделаешь. И спустя считанные часы после завершения съемок состряпанный шедевр — девочка, котик и горящая деревня — штаб спасения предъявляет новостным каналам страны.
Продолжение действа — феерично и непредсказуемо. Для хорошего настроения ‒ несколько цитат из фильма. Нескучного вам просмотра!
«Война — это шоу-бизнес. Именно поэтому я здесь».
«Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой. (Why does a dog wag its tail? Because a dog is smarter than its tail. If the tail was smarter, the tail would wag the dog)»
«Работа продюсера сродни сантехнику: работаешь исправно — никто не замечает, но случись что, и все в дерьме».
«Мы помним только слоганы, но не помним войн. А знаете, почему? Потому что это шоу-бизнес. Именно поэтому я здесь. Обнаженная девушка, обожжённая напалмом; буква «V», Victory -символ победы; пять морских пехотинцев поднимают флаг на горе Сурибахи… Пройдёт 50 лет, и вы будете помнить этот снимок, хотя забудете о войне. Война в Персидском заливе? Бомба с лазерным управлением падает точно в дымоход; 2500 вылетов в сутки, в течении 100 дней; один видеоролик, одна бомба. Американский народ купил эту войну».
«– Лиз, ты голосуешь?
– Нет. Не голосую. Кабинки вызывают у меня клаустрофобию — я не могу голосовать».
«–Не может быть войны без врага.
– Может, но это будет очень скучная война».
«– Почему Албания?
– А почему бы и нет?
– Что плохого они нам сделали?
– А что хорошего они сделали для нас? Вот, что ты знаешь о них?
– Ничего.
– Видишь? Они держатся особняком. Такие себе изворотливые и совсем не заслуживающие доверия».
«– Но рано или поздно все узнают правду.
– Кто?
– Кто? Ну… Люди, общественность, в конце концов.
– Они обязательно должны узнать?
– Да.
– Да ладно, Стэн, кто убил Кеннеди? Я читал первый вариант доклада Уоррена, там написано, что его сбил пьяный водитель».
«Война закончилась. Все закончилось — я видел по телевизору».