30 марта первый день «строгой» самоизоляции в Москве. Как мы докатились до такой жизни… Личные наблюдения обывателя…
Сразу скажу, что мое отношение к пандемии отличается от мнения среднего москвича. Я за строгий карантин и за его неукоснительное соблюдение. Может это потому, что прожила 30 лет в Эстонии, где отношение к правилам и законам более трепетное, чем в России. Может потому, что моя дочь-спортсменка сейчас в Италии, и знаю не понаслышке о проблемах связанных с карантином. А возможно и потому, что нахожусь с родителями, которые очень пожилые люди, чувствую ответственность перед ними. К тому же еще и сын работал в той самой Коммунарке, налаживал в больнице вентиляционную систему.
Итак… Январь, февраль – Россия частично закрывает границы. Москвичи: – Коронавирус? Неее… не слышали. Это ж Китай… далеко… временно…
В конце февраля, в начале марта «заполыхала» Италия. Москвичи продолжают жить своей обычной жизнью, не ограничивая себя ни в чем, а те, кто ездили отдыхать за границу, так и ездят, тем более, что и путевки начали дешеветь, грех не воспользоваться.
В аптеках же пропадают одноразовые маски, но антисептики еще доступны. Видимо, люди уже начали что-то подозревать.
А вот наконец и погода наладилась, выглянуло солнышко, природа ожила. Дети, подростки, пенсионеры… все, конечно, выползли из своих «берлог» на улицы, в парки, скверы, во дворы. Московская жизнь забурлила после зимней спячки – масленица, 8 марта, концерты, митинги, выставки, народные гуляния, театры и кинотеатры, спортивные и другие мероприятия. В торговых центрах не протолкнутся. На дорогах пробки. В общественном транспорте полно народу.
В это время государство уже вводит ограничительные меры и дает рекомендации, вывозит своих горе-туристов-эгоистов со всего Мира. В Москве в Коммунарке срочно открывают совершенно новую больницу (ее плановое открытие планировалось на апрель-май) специально для больных коронавирусом, переоборудуют спецотделения в других действующих стационарах. Школы переводят на дистанционный режим обучения. Прекратились занятия для пенсионеров в «Московском долголетии». Работников переводят на «удаленку», где это возможно. Детские сады продолжают работать (посещение детей на усмотрение родителей). Москва выплачивает пенсионерам за 65 лет 2 тыс рублей до самоизоляции и еще 2 тыс. рублей после, но это не останавливает большинство пожилых людей от ежедневных «гуляний» по магазинам и окрестностям. В аптеках же масок нет от слова «совсем».
Государство и народ живут как бы в параллельных реальностях. Государство уже знает, готовится и принимает меры против пандемии (возможно слишком мягкие), а граждане не хотят ничего знать, не хотят менять привычный образ жизни, недоумевая и ругая правительство. Прибывшие из-за границы и категории группы риска не хотят самоизолироваться. Пациенты клиник с подозрением на коронавирус сбегают из медучреждений. Во дворах полно детей с родителями, тесно общающихся между собой. Пенсионерам, как обычно, всем куда-то «срочно надо». Российское «авось» и «небось» в действии.
Реально москвичи отреагировали на пандемию только две недели назад, начав сметать в магазинах продукты и вещи первой необходимости. В понедельник в магазинах было все, а на следующий день – пустые прилавки. Такая картина в торговых сетях продолжалась день-два. Но магазины сумели быстро восстановить практически весь товарный ассортимент. Этот «продуктовый бум» проходил без всяких защитных средств при большом скоплении народа. На меня в маске смотрели с не доверием. Первого кассира в защитной маске я увидела неделю назад в небольшом магазинчике. Работала одна касса, кассир под маской чихал. Выбора было два – оставить продукты и быстро покинуть заведение или, стараясь держаться подальше от барышни, все таки совершить покупку.
Теперь, по возможности, пользуюсь доставкой на дом.
В аптеках масок по-прежнему нет, пропали и антисептики.
Неделю назад президент объявил о каникулах. Москвичи, в своем большинстве, восприняли это буквально – как каникулы, праздники, выходные, причем еще и оплачиваемые. Тот самый случай – «как корабль назови» или как «слово отзовется». Еще и погода не подкачала, тепло, светло – душа радуется. А радоваться душе без шашлыка и хорошей компании в России скучно. И началось… В Москве шашлыки – народная забава. Их делают везде… в парках, во дворах, на пустырях, на балконах, и даже, о, чудо, в специально отведённых для этого местах. Легкомысленность и безответственность людей поражает. Общаясь со знакомыми и родными, понимаю, что серьезно пандемию мало кто не воспринимает. Даже моя тетя, которой за 80, каждый день куда-то бродит, то в магазин, то погулять с подружкой, то еще куда.
В Москве же тем временем закрыли парки, торговые центры, кинотеатры, театры, детские развлекательные центры, аквапарки и бассейны, спортивные комплексы, фитнес центры, ограждают детские площадки. Рестораны и кафе работают только «на вынос». Запрещены все массовые мероприятия.
Только в прошедшие выходные людей и машин на улицах стало наконец-то меньше, видимо все рванули на дачи. Есть и такие, кто отправился в Сочи, в Крым и т.п.. Каникулы же – гулять, так гулять.
Вчера был первый день, когда детская площадка во дворе пустовала. Больших компаний не видно. Все больше людей в масках, хоть их и нет в аптеках. Московские власти рассказывают о дезинфекции подъездов в многоквартирных домах, об обработке спецсредствами улиц. Уборочной техники действительно было много в выходные, но специальной «уборки» пока не заметила ни в доме, ни на дорогах.
И вот сегодня первый день «строгой самоизоляции». Автомобили ездят, транспорт общественный работает. Малочисленные люди куда то идут. Собачники гуляют. Надеюсь, что соблюдению изоляции поможет погода, которая вовремя испортилась.
А тем временем проблем хватает. Моя подруга работает в поликлинике, жалуется на недостаточное количество одноразовых масок (да и маски неудобные с веревочками), нехватку одноразовых халатов и другого необходимого инвентаря для карантинного режима. И это в Москве.
Еще одна подруга владеет малым бизнесом. Для них наступили тяжелые времена. Смогут ли они продержаться… Никто не знает.
В России многие работают за жалование «в конвертах». Им государство никак не возместит потерь от карантина. Может это время, когда людям стоит задуматься о необходимости «белой» зарплаты…
А заболевших все больше…
Не знаю в чем для государства разница – карантин или самоизоляция, видимо, в каких то правовых и экономических нюансах, но для граждан России важно, как это называется. Слово, определение и его значение все еще в России имеет огромный смысл. С моей точки зрения, необходимо ввести строгий карантин (и так его и назвать) минимум на две недели, штрафовать за несоблюдение правил, а потом уже смотреть по обстоятельствам, т.к. иначе россиян, москвичей трудно остановить в их безудержном желании общаться, куда-то бежать, что-то делать в не дома.
Всем здоровья!