К началу 13 века территория нынешней Эстонии с благословения Папской курии была фактически разделена между датчанами, захватившими север, и Орденом меченосцев, контролировавшим юг. Вошедшие в раж меченосцы в 1227 году даже захватили заодно с Ревелем (Таллином) все эстляндские владения датского короля с уже крещёнными эстами, однако в 1336 году сами потерпели сокрушительное поражение от сохранивших язычество жемайтов и земгалов в битве при Сауле.
Остатки Ордена меченосцев обратились с просьбой о приёме в более сильный Тевтонский (Немецкий) орден, и 12 мая 1237 года папа Григорий IX утвердил создание «Братства рыцарей Христа Ливонии». Хотя формально новый орден поначалу был лишь Ливонским ландмейстерством Тевтонского ордена («Орденом Святой Марии Немецкого дома в Ливонии»), однако имел определённую самостоятельность, усилившуюся после поражения тевтонов в Грюнвальдской битве 1410 года.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Ливонский орден был первым самостоятельным государственным формированием на территории нынешней Эстонии. Впрочем, справедливо будет сразу отметить, что вырасти до полноценного государства Ливонский орден так и не смог, оставаясь до конца своих дней частью конфедерации прибалтийских епископств.
Против создания нового ордена резко выступила Дания, имевшая собственные претензии к бывшим меченосцам. Будучи заинтересован в помощи датчан в конфликте с императором Священной Римской империи Фридрихом II, папа приказал ливонцам вернуть датскому королю его эстляндские владения, что и было зафиксировано в Стенсбиском договоре 7 июня 1238 года, ставшим, по-сути, «свидетельством о рождении» Ливонского ордена.
Структура Ливонского ордена
Членами ордена были «братья-рыцари» (воины), носившие белые плащи с вышитыми на них красным крестом и мечом, «братья-священники» (священники) и «братья-слуги» (оруженосцы и ремесленники) или «серые плащи», которые также несли гарнизонную службу.
Первым магистром Ливонского ордена стал прусский ландмейстер Тевтонского ордена Герман фон Балк. Изначально ливонские магистры назначались гроссмейстерами Тевтонского ордена, но с 1413 года стали избираться капитулом – собранием представителей орденских конвентов Ливонии.
Сами конвенты представляли собой братства рыцарей-монахов, проживавших в одном из орденских замков, каждый из которых образовывал центр подконтрольного данному братству округа. Во главе округа стоял комтур или фогт, в ведении которого находились руководство войсками, судопроизводство и ведение хозяйства. К XV веку в Ливонии было 9 комтурств и 11 фогтств.
При магистре действовал ландрат (совет), в состав которого входили ландмаршал, комтуры Феллина (Вильянди), Гольдингена (Кулдига), Мариенбурга (Алуксне), Ревеля (Таллин) и фогт Йервена (Ярвере). В отличие от своего предшественника – Ордена меченосцев, Ливонский орден подчинялся не Рижскому архиепископу, который вёл самостоятельную от Рима проимперскую политику, а папе.
В 1346 году Ливонский орден выкупил у датского короля Вальдемара IV Аттердага Эстляндское герцогство с городами Ревелем и Нарвой, став единовластным хозяином в Северной Эстонии. Дерпт (ныне Тарту) и остров Сааремаа по-прежнему находились под контролем местных епископов, входивших в конфедерацию с Ливонским орденом. Кроме самой Эстляндии, в состав ордена входили также Курляндия и Семигалия (ныне Курземе и Земгале на западе Латвии).
Неофициальной столицей Ливонии был Венденский замок, заложенный в начале 13-го века ещё меченосцами над рекой Гауя и ставший резиденцией для магистров Ливонского ордена. Величественные развалины замка, сильно пострадавшего во время Северной войны, и сегодня можно увидеть неподалёку от латвийского города Цесис в 90 км к северо-востоку от Риги.
Что сгубило Ливонский орден
Постоянные войны Ливонского ордена с его ближайшими соседями – русскими и литовскими княжествами, а также рыхлая структура его конфедерации сильно ослабляли могущество Ливонии, державшееся лишь на временных союзах и противоречиях между противниками.
Порабощенное рыцарями-баронами коренное население Ливонии – эсты, ливы, курши и земгалы – отнюдь не горели сильным желанием умирать за своих господ. В историю вошли слова пастора Кристиана Кельха, о том, что “Ливония – это мечта для помещиков, рай для попов, золотое дно для чужеземцев, но ад для крестьян».
Всё это привело к тому, что со временем расслабившаяся Ливония стала представлять собой лакомый кусок для усилившихся соседей, с которыми она, на свою беду, умудрилась окончательно расстроить все отношения.
Конец Ливонскому ордену положил Иван Грозный, начавший в 1558 году Ливонскую войну. Чтобы не допустить полного завоевания русскими Ливонии последний магистр ордена Готхард Кетлер в 1561 году передал часть своих земель Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтскому, получив от того взамен «гарантии безопасности» для созданного им герцогства Курляндия и Семигалия, во главе которого встал он сам после отказа от сана и принятия лютеранства.
Ливонский орден был официально упразднён 5 марта 1562 года, просуществовав 225 лет. Сама бывшая Ливония перешла к новым господам – шведам, отбившим её земли у России, Дании и Речи Посполитой.