Бумажная книга становится архаизмом. Последним приютом для неё могут стать тюремные библиотеки. В тюрьме запрещён интернет, победоносный конкурент книги.
В 2008 году, когда я впервые заехал в Рижский централ, здесь была неплохая библиотека. Добрая женщина развозила книги на тележке по камерам. Не помню, почему я взял томик Фейхтвангера. Писателя Фейхтвангера я не любил. Его длиннющие исторические романы пользовались популярностью у поколения моих родителей. Я же считал, что Фейхтвангер – позволю себе сказать красиво – превращал эпический гранит истории в мелодраматическую кашу. Но в тот раз, в 2008 году, мне попался не роман, а то, что принято называть “нон-фикшн”.
“Чёрт во Франции”. Автобиографический очерк о том, как французы интернировали немцев в 1939-1940 гг. Фейхтвангер оказался среди интернированных. Выйдя из тюрьмы, я пытался найти этот текст в интернете. Чтобы заново прочесть и сравнить впечатления. Но не нашёл. Выяснилось, что Фейхтвангер обладает беспощадным словом.
В число подлежащих интернированию французы включили не только тех, кто симпатизировал Гитлеру. Но и его противников, и бежавших от преследований евреев. И даже эльзасцев, воевавших в Первую Мировую войну за Францию. Фейхтвангер упоминает эльзасца, потерявшего руку в боях и гордо носящего французские награды среди интернированных.
Поначалу жандармы относились к людям, которых они охраняли и конвоировали, как к немецким агентам. Но по мере поражений французской армии и продвижения Гитлера к Парижу отношение менялось. Жандармы стали видеть в охраняемых ценный товар, который можно с выгодой “продать” нацистам. Заслужив, тем самым, их благосклонность.
Фейхтвангера печатали огромными тиражами в СССР. Но “Черт во Франции” остался в тени. Возможно, из-за того, что он был неприятен французам. А у СССР с капиталистической Францией были не то, что дружественные, но особые отношения.
Меня “Чёрт во Франции”, что называется, зацепил. Наверное, совпали ощущения. Ты в клешнях репрессивной машины, которая подчиняется своей, нечеловеческой логике. Твои аргументы отскакивают от её чугунного мозга. И это вселяет ужас.
Впрочем, Фейхтвангеру удалось вырваться из клешней машины. Да и мне тоже.
Рецензия: Владимир Линдерман
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus