КП/Елена Григорьева: Пасьянс “Могила Наполеона”

Читаю “Рассказы веера” Людмилы Третьяковой, современной русской писательницы в жанре исторического женского романа.

Очень неплохо и увлекательно, особенно для женщин, конечно. Это большая история в отражении малой истории сугубо женской половины, которая, как правило, ускользает от взглядов серьезных историков, поскольку женщины, даже начав писать романы, редко соблюдают правила игры серьезного исторического жанра. Людмила Третьякова, несомненно, счастливое исключение. Она с удивительным мастерством воспроизводит весьма правдоподобно именно женскую точку зрения на великую мужскую игру в солдатики и политику.

Описывая Великую французскую революцию с точки зрения княгини Шаховской, урожденной Строгановой, современный автор удивительно точно попадает в тон этой парвеню, приобщившейся несметным богатством и расчетливым браком к аристократии и самым образованным блестящим умам эпохи.

Эту весьма успешную распорядительницу огромных ресурсов заботит совершенно закономерно только одно – удачное замужество сначала ее дочери, а затем внучки. Все прочее – сопутствующие обстоятельства. Ужасы революции затрагивают ее напрямую, пожалуй, Третьякова допускает чуть больше современного авторского суждения, когда говорит о сочувствии к “третьему сословию”. Но в целом все аккуратно укладывается в тесный женский мир общепринятых суждений условной “княгини Марьи Алексеевны”. И вот это мнение по поводу финала императорской карьеры Наполеона.

Почему я так им заинтересовалась – для меня до сих пор оставалось огромной загадкой, почему Наполеона не отдали на растерзание толпе, не судили и не казнили официально на Гревской площади как дважды предателя – Монархии и Республики? В то время, когда головы летели как брюква. И не такие головы, не таких родов и кровей! Почему это корсиканское чудовище, очевидный узурпатор, кровавый палач многих народов не получил многажды заслуженной справедливой смерти? Дважды его всего лишь сослали. Как так? Оккупант из оккупантов, захватчик из захватчиков, диктатор из диктаторов, фальсификатор из фальсификаторов всего-то закончил свои дни на острове св.Елены в полном комфорте, хотя и под наблюдением.

Вот, как объясняет это Третьякова, проникшись духом Шаховской:

“После отречения Наполеона главы победивших государств решили вывезти поверженного императора за пределы Франции. Необходимо было принять меры предосторожности, так как население, особенно в южных провинциях, крайне враждебно относилось к Наполеону – его считали виновником бедствий простого народа. Говорили даже о готовившейся расправе. Конечно, смерть французского императора не входила в планы победителей. Это выглядело бы весьма скверно – как расправа над безоружным человеком.”

Так и хочется тут воскликнуть – алё, мадам, вы серьезно? Вы забыли, как несколькими десятками страниц ранее вы описывали, как принцессу Ламбаль толпа разнесла на куски по всему Парижу вообще ни за что…

И тут, мне кажется, я поняла. Наполеона оставили в живых потому что он остановил Революцию. Революция для всех союзников была гораздо страшнее любого узурпатора.

*КП – Книжная полка.

Стоит прочитать!

ЖЗЛ. Вячеслав Кондратьев

30 лет со дня смерти широко известного писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.