Друзья мои, я опечален. Мой литературный гуру Елена Григорьева основательно подсадила меня на Стругацких. Прослушав аудиокнигу “Трудно быть богом”, решил для закрепления материала посмотреть ещё и одноимённый фильм. Ютуб предложил мне две экранизации – 2013 и 1989 года.
Начал с 2013 (Германовской). Зная режиссёра, ничего хорошего от него не ждал. И “предчувствия его не обманули”. Скажу более того, “мастер превзошёл сам себя”. Фильм начался с ж..пы и г…на. И совсем не в метафорическом, а в самом натуральном смысле. Как славно жить в эпоху демократии. Гениям вроде Тарковского, и того же Германа, проклятая советская цензура не позволяла показывать то, что они на самом деле хотели. Тарковскому приходилось иносказательно показывать грязь и лужи. И вот только сейчас свободное искусство достигло самых вершин.
Я конечно люблю челленджи, но не до мазохизма, чтобы три часа смотреть на фекалии, хватило первых трёх минут. Поэтому решил посмотреть версию 1989 года, которую когда-то в детстве уже мельком видел, но основательно забыл. Это безусловно меньшее зло, чем у Германа, но и это совсем не АБС. Сюжет основательно искажён. Вместо лесов, полей и рек – пустыня. Вместо средневекового города – что-то непонятное, какие-то пещеры. Вместо средневековых людей – грязные оборванцы. Понятно, что средневековье, но слишком грязные и слишком оборванные. “Серым” режиссёр решил покрасить в серый цвет лица, одежда при этом была скорей жёлтой. И кругом трупы пачками. Везде и повсюду. Ещё до Арканарской резни. Причём даже пустыня за городом тоже почему-то завалена трупами.
Румата Эсторский, прибывший по сюжету фильма с Земли буквально вчера, совершенно спокойно наблюдает и за трупами и за казнями, но его вводит в состояние ступора, когда в трактире режут свинью. Человек будущего у Стругацких вовсе не был пацифистом и веганом, и про толерантность тоже ничего не слышал. Это был обычный шестидесятник-строитель коммунизма, с заправленными в планшеты космическими картами. Добро с большими кулаками. Один из героев полудня так ещё и работал на скотобойне. Охота была одним из любимых развлечений людей будущего, причём не из-за мяса, а чисто из удовольствия. Один так даже как-то случайно гуманоида подстрелил. В фильме же люди будущего безэмоциональные практически бесполые существа. Только Антон-Румата удивительно быстро за сутки вписался в средневековье, что противоречит книге, по которой ему это не удалось за 5 лет. Так в фильме он залихватски овладел фавориткой дона Рэбе Оканой. В книге он с этой задачей справиться не смог из-за крайней нечистоплотности средневековой светской дамы.
Стругацкие в книге спроецировали историю с приходом к власти Гитлера на средневековье. Бесчинствующих в Арканаре «серых» гвардейцев (чьим прообразом явились нацистские штурмовики) сменили «чёрные» монахи (эсэсовцы). Дон Рэбе соответственно средневековый Гитлер. В фильме же «чёрные» стали «красными». Совсем другая аллюзия, по видимому оказавшаяся более близкой немецкому режиссёру, и не вызвавшая возражений у «перестроившихся» советских кинематографистов.
В целом концепция книги перевернута с ног на голову. Оказывается земляне прибыли на планету не для наблюдения за аборигенами, а чтобы познать самих себя, как они быстро могут утратить свою цивилизованную бесчувственность и бесполость и вернуться в животный средневековый мир. Об этом в финале поведал напоминающий Горбачёва старец с Земли.
Всё же прав Сергей Середенко, не повезло АБС с экранизациями…