Обсуждаемые парламентом Эстонии поправки в закон о профилактике инфекционных заболеваний (NETS) расширяют полномочия сотрудников полиции, когда речь идет о наказании за несоблюдение антикоронавирусных ограничений. О некоторых нюансах законопроекта 347 SE рассказал юрист-правозащитник Мстислав Русаков.
По его словам, основной смысл законодательных поправок в том, чтобы отдать в компетенцию полицейского ведомства то, что сейчас находится в компетенции Департамента здоровья (Terviseamet – эст.)
“Но по факту полиция уже и так это делает: если мы выйдем на улицу, мы увидим, что полиция занимается вопросами профилактики. Сейчас она это делает по поручению и при содействии Департамента здоровья, иногда они даже меняются сотрудниками (сотрудник полиции надевает форму департамента)”, — отметил эксперт.
Русаков признал, что если к нарушителям правил подходит девушка в синей форме с надписью Terviseamet и начинает им что-то говорить про маски, её всерьез не воспринимают, а если подходит суровый полицейский и требует надеть маску — все обычно слушаются.
“Хотя, если посмотреть закон, девушка имеет право требовать надеть маску, а полицейский — нет. Я специально делал запрос в Департамент полиции, чтобы выяснить, какие у них есть полномочия, и они мне честно написали, что сейчас карательных функций у полиции как таковых нет — они просто подходят к людям и объясняют пользу ношения масок. То есть, что носить маски — это полезно и безопасно. Таким образом у полицейских сейчас не репрессивная, а больше информативная функция”, — пояснил юрист. По его словам, поправки 347 SE как раз и преследуют цель изменить такое положение.
“В новой редакции NETS у полиции будут новые полномочия: страж правопорядка сможет подойти и потребовать надеть маску, а если человек требования не выполнит — назначить ему штраф. Насколько мне известно, во время второго чтения законопроекта правительство согласилось снизить суммы штрафов: изначально предполагалось, что они будут гораздо больше. Помимо того, что полномочия Департамента здоровья переходят к полиции, эти полномочия еще и расширяются. Теперь можно задерживать, досматривать помещения на основании карантинных мер”, — заключил Мстислав Русаков.