Эстонский научный мир порадовал нас новым мнением очередного специалиста по русенфрай. На этот раз профессора Тартуского университета Тийта Таммару, который предложил решить проблему миграции через ликвидацию русских школ.
Пару лет назад мой сын месяц по обмену учился в эстонской школе. Как раз во время его пребывания в ней школа отметила 70 летний юбилей. Получается, что злой Сталин открывал школы для эстонских детей, а добрый эстонский профессор мечтает закрыть все русские школы.
Русские школы появились в Эстонии не вчера. Они насчитывают уже 300-летнюю историю. Право на образование на русском языке было закреплено в Эстонской конституции 1938 года. Русские школы действовали даже во время немецкой оккупации. И только в последние 25 лет эстонские политиканы с маниакальной настойчивостью, достойной лучшего применения, пытаются уничтожить русское образование.
Очевидно, что эта «благая» цель продиктована желанием эстонизировать русских детей, тем самым окончательно решить русский вопрос, устроить русенфрай. Это является грубым нарушением международных правовых норм. Так часть 2 статьи 5 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств устанавливает, что стороны воздерживаются от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию. Конвенция ратифицирована Эстонией, а значит обязательна к исполнению.
Это право русских родителей отдавать своих детей в эстонские школы, но вовсе не обязанность. Те, кто идёт этим путём сталкивается с массой проблем. Так, согласно исследованию профессора Александера Пуловера и профессора Ааго Тоомела «Иноязнычные ребёнок в эстонской школе», русские дети показывают более низкие результаты, обучаясь на эстонском языке. Помимо этого у них возникают серьёзные психологические проблемы. Поэтому добровольность здесь должна быть обязательным и непреложным условием.
В качестве аналогии можно вспомнить «письмо сорока», когда эстонские общественные деятели забили тревогу и назвали русификацией только увеличение количества уроков русского языка в эстонских школах. Сейчас же эстонские политики считают справедливым и правильным эстонизацию русских детей. Причём эстонизацию тотальную. Эстонские школы, как мы знаем, никто не закрывал и не переводил на русский язык. То, что сейчас происходит в нашей стране очень сложно назвать свободой и демократией.
Русские дети имеют право на сохранение своей этнической принадлежности, и школа является краеугольным камнем этого процесса. Это право примарно. Проблемы надо решать в других областях и совершенно необычно, что профессор об этом не знает (или не говорит). Очевидно, что стимулами для миграции является низкий уровень жизни в стране, низкие зарплаты, отсутствие социальной защиты, достойных пенсии, сильных профсоюзов и т.д. Именно поэтому жители Эстонии (вне зависимости от национальности) покидают страну. Не русские дети в этом виноваты, а 30 лет построения оголтелого национал-капитализма. Жаль, что профессору надо объяснять такие элементарные вещи. Впрочем, это характерный пример того, когда хотят переложить проблему “с больной головы на здоровую” и при этом продвинуть свои конъюнктурные интересы.