Мiр Православия. Мануил, Савел, Исмаил

Современники называли Халкидон «городом слепых». Именно здесь, на азиатском берегу Босфора в 680 году до Рождества Христова древние греки основали колонию. Они не заметили, что на другом, европейском, берегу имелась несравнимо более удобная и невероятно подходящая для основания города местность. Спустя тысячу лет, в 330 году, именно там император Константин основал новую столицу империи – Новый Рим, Константинополь.

Современный Халкидон – это район Стамбула на азиатской его стороне. Свое прежнее название он давно утратил, следов древнего христианского присутствия в нем нет. В древние времена оно было весьма значимым.

В древнем римском месяцеслове-мартирологии святые Мануил, Савел и Исмаил именуются мучениками халкидонскими и по именам не перечисляются. Такое «безымянное» упоминание тех или иных святых в христианской древности было не редким. Оно могло означать, что те, кто вносил имена в календарь, лично их знали. Это же могло свидетельствовать об имевшем место тогда великом почитании. Ныне же Мануил, Савел и Исмаил –забытые святые.

Получилось так, что первые три века христианской истории были временем гонений. Однако со времени Миланского эдикта (313) и эпохи единоличного правления Константина Великого (272–337) гонения прекратились. Как многим казалось, навсегда.

Одновременно преследования христиан продолжались в Персии, этой империи-соперницы Рима на протяжении многих веков, а также в других землях.

Для апологетов православного христианства, преимущественно на Востоке, это служило весьма весомым аргументом к апофеозу не только христианских императоров, но и самого римского имперского престола. Вплоть до того, что начиная с той эпохи, окончательно это оформилось на Вселенском соборе 451 года, определением православия стало: «официальная вероучительная формулировка Римской империи».

Удивительно, но именно при таких обстоятельствах, в 361–362 годах правление перешло к Юлиану (331–363). Первоначально он был приверженцем христианства, так что даже в Церкви он считался оглашенным. Напомним, что в те времена крещение принималось если не перед смертью, то в весьма зрелом возрасте. Однако непосредственно перед вступлением на престол Юлиан провозгласил себя язычником и начал кампанию по разрушению христианства.

В 362 году именно персидский шах послал к Юлиану для заключения мира между империями трех находившихся в воинском звании христиан. Не зная о вере посланников, он пригласил их на свои торжества в Халкидон. Скорее всего, в слишком христианском Константинополе для такого праздника просто не было места – Новый Рим был изначально христианским городом – поэтому правитель предпочел принести жертвы и моления «за городом». Мануил, Савел и Исмаил, а это были именно они, отказались присоединиться к языческому празднику.

В том виде, в каком оно дошло до нас в житии мучеников, исповедание веры Мануила, Савела и Исмаила несет в себе очевидные черты подлинности. Оно не повторяет аргументы традиционных канонических житийных формул. Святые не стали оправдываться перед императором. Будучи дипломатами, они лаконично и справедливо поставили Юлиану на вид, что под предлогом религиозных споров он постоянно рассуждает о богах. Император ждал сведения личных счетов с теми, чью религию он заведомо ненавидел и презирал.

Юлиан обвинил посланников в шпионаже и подверг их пыткам. Затем, не найдя никаких доказательств для обвинения, он повелел их обезглавить за исповедание веры, а тела сжечь.

Святые исповедали веру во Христа. И в этом своем исповедании они были глубоко современны. По сути, они отстаивали право политики на секулярность. Право на то, чтобы религия оставалась религией, а отношения между государствами регулировались дипломатией. Согласно житию, святые призвали императора не спорить о вере, но рассуждать о делах.

В одном из своих произведений философ Джорджо Агамбен (род. 1942) говорит о том, что настоящая этимология понятия «религия» заключается не в соединении «божественного» и «человеческого», но в умении их разделить. Если это так, то Мануил, Савел и Исмаил были не только убежденными христианами, но и подлинно религиозными людьми в современном смысле слова!

Вскоре между Римом и Персией вспыхнула война. 26 июня 363 года Юлиан был убит в сражении. Последними словами его был возглас: «Ты победил меня, Галилеянин!». Именно так, как ему казалось, весьма презрительно, но, на самом деле, в полном согласии с евангельским текстом, как это и подобает оглашенному, Юлиан Отступник при жизни называл Христа.

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Источник

Стоит прочитать!

Мiр Православия. Пимен Великий и Патриарх Пимен

9 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Пимена, чья жизнь была ярким примером духовной красоты и величия православного подвижничества IV–V веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.