Мiр Православия. Юрий Мануйлов: “Игнатий Еремеев Чистяков”

Сегодня я расскажу о замечательном иконописце, работавшем в Великом Новгороде. Темы новгородской иконописи я уже касался, и эта статья будет дополнением к ней. Имя этого иконописца Игнатий Еремеевич Чистяков. В информации о нём сообщается, что он вышневолоцкий мещанин, иконописец, родом с Валдая. Работал он в первой половине XIX века и был в своё время очень известным человеком. В Великом Новгороде он работал буквально во всех крупных храмах, в том числе, в Софийском, Никольском, Знаменском соборах. Русский писатель, публицист, этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печерский в своей книге «Очерки поповщины» упоминает иконописца Чистякова как жившего при Громовской моленной в Петербурге: «Кроме братьев Великодворских, еще несколько человек живало у Громовых в качестве приказчиков, не занимаясь коммерческими делами, но служа в Королёвской моленной. Из петербургской городской думы получали они приказчичьи свидетельства с той лишь целью, чтобы не быть в числе людей, проживающих в столице без определенных занятий, и тем не обратить на себя внимания полиции. Не только дьячки, уставщики, певцы и другие причетники Королёвской моленной, но и значительная часть богаделенных стариков, проживавших при ней, также значились официально громовскими приказчиками и служителями. В числе их особенно замечателен был земляк Великодворских, валдаец родом, Игнатий Еремеевич Чистяков, человек ловкий и большой мастер сманивать в раскол православных священников и иеромонахов.». Самое замечательное в этих строках то, что оказывается Игнатий Еремеевич был старообрядцем. Громовская моленная принадлежала старообрядцам приемлющим священство и история её начинается с 1844 года, после закрытия Королёвской моленной.

Наиболее ранние работы хранятся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге: икона «Богоматерь Знамение Новгородская с избранными пророками и святыми», 1820 г.

Икона «Спас на троне с избранными святыми и припадающими преподобными Сергием и Германом Валаамскими», 1820 г.

В Новгороде хранится иконы Богоматери Иверской, 1827 г. Новгородский музей – заповедник. 

Вторая подписная икона на тот же сюжет Богоматерь Иверская в Кирило-Белозерском музее-заповеднике. 1828 г. Размер иконы: 136 х 89 см. 

Как вы видите, икона большого размера и что бы понять уровень мастерства иконописца надо видеть фрагменты. Вот пару фрагментов этой иконы.

Совсем недавно в Новгородском музее-заповеднике обнаружили икону «Свв. Антоний Римлянин, епископ Никита, архиепископ Иоанн и Варлаам Хутынский», 1703 года, письма Василия Иванова Москвитина. Понятно, что обнаружили понятие условное. Дело в том, что икона во время Великой отечественной войны была похищена немцами и находилась в Германии, позже икона была возвращена в новгородский музей. В наши дни, во время реставрационных работ, была обнаружена подпись иконописца, написавшего в 1703 году эту икону. Им оказался иконописец В.И.Москвитин. А уже значительно позже, видимо, около 1830 годов икона была переписана Игнатием Чистяковым. Размер иконы: 154х135.5 см.

Обратите внимание на эту форму из Госкаталога, здесь не указано авторство и не указан поновитель. Все это было раскрыто позже.

И наконец, раскрытая из под записи первоначальная подпись иконописца Москвитина.

И.Е.Чистяков занимался поновлением икон и в Софийском соборе. «Значительным изменениям Большой (Успенский) иконостас Софийского собораподвергся во время ремонта собора в 1828-33. С клиросов были убраны все ковчеги, главный алтарь освобожден от окружавших сий трон пядничных рядов. Тогда же тверской мещанин, иконописец Игнатий Чистяков поновил большую часть софийских икон.» (Великий Новгород. Энциклопедический словарь. История и культура IX – XVII веков. СПб.: Изд. Нестор-история. 2007, с. 198).

Интересно, что здесь Чистяков назван тверским мещанином. Я думаю, что авторы Энциклопедического словаря допустил ошибку. Дело в том, что в это же время в Новгороде работал другой Чистяков Иван Никифорович, выходец из Твери. Довольно часто в литературе встречаются однофамильцы и часто возникает проблема, о ком именно идет речь. Я начал поиски информации и нашел следующее, Иван Никифорович писал не темперой, а маслом. Это позволяет легко разделись работы этих иконописцев.

О тверских  иконописцах в настоящее время очень мало исследований. Существует одна базовая книга в которой приведены сведения о работавших в этом городе мастерах. Это книга священника Некрасова, Тверские иконописцы. Вот что он писал о н же Зубчанинов) Иване Никифоровиче Чистякове (он же Зубчанинов (род. ? – ум. ок. 1863 г.). Некрасов писал, что он учился у Сухарева, А.И.Прохорова (видимо речь была об иконописце Александре Ивановиче Глазовском, иногда называемый Прохоровым по деду. Прим. Ю.М.) и много работал у Глазковского в Новгороде в мастерской при Юрьевом монастыре.  Так как он много работал в технике масляной живописи, то и манера его была близка к живописной. Умер от холеры в 1863 году или около этого времени. Его работы иконостас в холодной церкви села Едрова близ Новгорода, где с ним вместе писали Семён Иванов Гурьев и Иван Филимонов Арефьев. В Твери во Владимирской церкви в приделе Георгия Победоносца им написан весь иконостас (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 17)

Я отвлекся от личности Игната Еремеевича.

Известно, что до 1844 года он писал иконы в иконостас в церковь св. Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. «Престолов в церкви три: главный освящен во имя св. великомученицы Екатерины, правый — во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. мученицы царицы Александры. Строительство храма производилось под наблюдением архитектора Тона. Св. иконы в иконостас написаны новгородским иконописцем Чистяковым.». (Инф. с сайта http://www.spbreligion.ru/more.php?id=43&pageid=3).

Около 1844 г. работал в С.-Петербурге, где написал иконы для иконостаса церкви Великомуч. Екатерины (Екатерингофская) (адрес: Старо-Петергофский проспект, 6, угол Рижского проспекта, 52). В книге «Святыни Санкт-Петербурга» возможно вкралась ошибка. Написано: «…образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал «положение во гроб»» (Антонов и Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Изд. 2. Номер церкви по каталогу-75, С. 89). Вот еще пример курьеза, когда неправильно была понята информация из первоисточника. Как видите, был один иконописец  – стало два.

Известен рисунок «София Премудрость Божия», 1 пол. 19 в., в частной коллекции в России. Размер: 32х22 см.

Судя по надписи, рисунок был исполнен для Макара Самсоновича Пешехонова, знаменитого петербургского иконописца. В мастерской Пешехоновых работали замечательные мастера. 

 Внизу рисунка надпись в четыре строки: “Точной с образа что в Нове Граде греческой местный премудрости Божией Макарию Самсоновичу. // А предста царица такового нет. А как сниму с иконы так вам вышлю. Извини любезный // друг, что я не в Нове городе, а в С-Петербурге работаю. Так долго измедлилось. Ваш слуга // иконо. Игнатий Чистиков. – что вам угодно изволить что могу послужу.“. 

Вот так по крупицам накапливается информация о деятельности иконописца. Будем ждать новых находок среди анонимных икон.

Стоит прочитать!

Мiр Православия. Пимен Великий и Патриарх Пимен

9 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Пимена, чья жизнь была ярким примером духовной красоты и величия православного подвижничества IV–V веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.