Существует мнение, что мужчины и женщины смотрят на мир с разных точек зрения. Так ли это? Продолжаем наш эксперимент. На этот раз мы посмотрели фильм Дмитрия Долинина “Убегающий август”, снятый в 1989 году на киностудии Ленфильм.

Мстислав Русаков: “Последняя любовь”
Фильм снят в 1989 году. То есть один из последних советских. Это накладывает на него определённый отпечаток. В нём показывается российская провинция, но без явной чернухи. Тихие спокойные городки и посёлки. Простые люди.
Главный герой – по тем меркам уже не молодой мужчина 40+. Его играет блистательный Александр Филиппенко. Герой Филиппенко развёлся с женой и живёт с мамой. У него уже взрослый сын-студент. В принципе, уровень его жизни явно выше среднего. Есть неплохая работа и, хоть и старенькая, но «Волга».
О героине, её сыграла Анжелика Неволина, мы не знаем практически ничего. Пришла ниоткуда, ушла в никуда.
Начало фильма достаточно интригующее – главный герой просыпается утром с молодой красивой девушкой. И он толком не помнит, кто это, и откуда она взялась. Потом выясняется, что накануне они оказались в общей компании в привокзальном ресторане, девушка собиралась ехать в дом отдыха в Одессу, но пьяный герой Филиппенко не пустил её, сдав билеты.
Поначалу герой не очень-то рад такому повороту событий и надеется, что девушка уйдёт, но идти ей некуда, потому что её мама думает, что она в Одессе. В итоге они садятся в машину и едут из Ленинграда в провинцию. В советское время было популярно такое времяпровождение, как выехать с палаткой на природу. Это называлось туризмом.
Поначалу герои фильма так и жили, в палатке. Потом героиня сказала, что она не хочет жить в таких условиях, чем не мало удивила героя. Как это можно, не хотеть жить в палатке? Если вспомнить фильм «Три плюс два», то там девушки месяц жили в палатке и были счастливы. Но за 20 лет женщины изменились. Советский человек обуржуазился, что и сыграло свою роль в распаде великой страны.
Герой старше героини, как он сам говорит, более, чем на 20 лет. То есть мы можем говорить о разных поколениях. Они разные, на разных волнах. Героине нужно общество, выходы в свет, жить в гостинице интуриста «как шведы», она уже готовый человек общества потребления. Герой же, несмотря на свою вполне себе «упакованность», мыслит иными, более духовными, категориями. По большому счёту ему не нужна эта пустышка с красивым телом, но он влюбляется в неё отчаянной последней любовью, даже планирует взять замуж. У героини же совсем иные цели и задачи – «мы отпуск вместе провели и больше ничего». Ей надо убить этот отпуск с максимальным комфортом.
В фильме есть пара забавных, чисто советских моментов. Официанты в ресторане и в гостинице интуриста ведут себя с достоинством хозяев жизни. Они практически не говорят, но это видно по манере держаться. Как в песне «Ленинградское время» – «Официанты из «Садко» спокойно едут домой, и в их багажниках трясутся рюкзаки со жратвой. Они не курят натощак, и за спиной у них филфак, а может ГИТИС».
Другой момент – когда героев не хотят селить в гостиницу в отдельный номер, потому что они не муж и жена. При том они и не тайно встречающиеся любовники, оба свободны. Но советских работников гостиницы это не останавливает. Мужчина и женщина в одном номере могут жить только находясь в законном браке. Для современного человека это звучит архаично, да и тогда, наверное, можно было договориться, но это умиляет своей консервативностью и аскетизмом. Хотели жить в одном номере? Открыли это окно Овертона? Теперь получите однополые браки и распишитесь.
Финал фильма хоть и не трагичен, но досаден. Вернувшись в Ленинград, героиня села на такси и уехала из жизни героя. А у него-то всё серьёзно. А он не знает ни её адреса, ни телефона. Она ему пообещала, что сразу позвонит. Он сидел несколько часов, смотря не телефон. Героиня, конечно же, не позвонила. Герой хотел разогреть тушёнку, и ему спонтанно пришла в голову мысль включить все конфорки и отравиться газом. Но спас чей-то случайный ошибочный телефонный звонок. Это его отрезвило. Он выключил газ. Прошло лето, прошла последняя любовь. Надо жить дальше…
Рекомендую ли я этот фильм к просмотру? Он на любителя. Несколько затянут и нуден. Хоть и нет явной чернухи, но есть её лёгкий привкус. С другой стороны — это неплохая игра актёров и признаки той эпохи, причём не наигранные, а естественные, как они на самом деле были, что может быть интересно для людей, которые жили в 80-е.

Оксана Пост: «Мы странно встретились и странно разойдемся»
Фильм «Убегающий август» режиссера Дмитрия Долинина – еще одна красивая зарисовка из поздне-советского периода. На полноценную картину этот фильм не тянет, но, как образец еще не утратившего стандарты качества советского кинематографа, вполне достоин просмотра.
Главный герой, Краснов (его роль исполняет Александр Филипенко) работает, явно, в каком-то НИИ, вполне обеспечен, в свои «за сорок» разведен и до сих пор живет с мамой. Героиня Анжелики Неволиной, Светлана – двадцатилетняя девушка, только что расставшаяся с мужем, пережившая какую-то трагедию в браке и пытающаяся развеяться, отправившись отдохнуть на курорт в Одессу.
Каким-то образом пути-дорожки их сошлись в одной точке- в привокзальном ресторане, где после совместных возлияний, они, почему-то, решили, что вполне подходят друг другу, чтобы провести вместе ночь.
По утреннему разговору Краснова и его матери можно судить, что такие случайные женщины появляются в его жизни нередко, но надолго не задерживаются. Да и Светлане эта ситуация не в новинку, она не испытывает ни капли смущения от того, что мужчина не помнит ни ее имени, ни того, каким образом они очутились в одной постели.
Они совершенно разные, не подходящие, чуждые друг-другу, но почему-то решают отправиться вместе в путешествие на автомобиле. Без цели, без конечного пункта. Это их путешествие, как символ всех их скоротечных отношений.
Зачем они были нужны друг другу в эти дни? Светлана только что пережила какую-то трагедию в браке. Возможно, ей пришлось избавиться от малыша, ее реакция на предложение Краснова родить ребенка была слишком говорящей. Она пытается забыть мужа, весёлого «молодого мальчика», причинившего ей много боли, и выбирает для лечения этой раны полную ему противоположность-немолодого, некрасивого, неэнергичного, разочаровавшегося в жизни мужчину, который ни на что уже не надеется, и который вполне уже выбрал себе вектор дальнейшего течения жизни-работа-наука-мечты о рыбалке и отпуске в палатке.
Чем была эта встреча для Краснова? Неужели накрыла настоящая запоздалая любовь? Тоже не думаю. Скорее всего польстило ему внимание красотки со стройными ножками, всколыхнуло воспоминания об энергичности, молодости, задоре, захотелось повторить жизнь, начать сначала, вернуть молодость.
Но нет, не потянул. Не понял, чем завлечь, как привязать, чем очаровать. Они слишком разные: она подвижна-он статичен, она хочет нравиться и получать комплименты-он неразговорчив и не эмпатичен, ее рана свежа и кровоточит-его давно затянулась и забыта.
Разрыв был очевиден и неизбежен. Уже тогда, когда они загорали вместе на пляже, и Светлана внезапно начала бить Краснова по лицу с неожиданной агрессией, уже тогда она знала, что выбрала для лечения душевных ран не того мужчину, и все ее дальнейшие действия были направлены только на то, чтобы разрыв произошел как можно более нейтрально и незаметно для мужчины. Продумала пути отступления, сохранила невинное выражение лица, обещая позвонить, даже легенду о ненависти ко лжи сочинила, лишь бы не заронить ни капли сомнения в том, что их встреча не последняя. Впрочем, поступила она вполне гуманно, ничем Краснова не оскорбив и не обидев, в этом нужно отдать Светлане должное.
А Краснов? Ну что Краснов. Сначала ждал звонка, ничем не выдавая ни своего нетерпения, ни своего отчаяния. Потом, поддавшись минутному порыву, попытался отравиться. Передумал. Смирился. Вернулся к привычному течению жизни с устоявшимся бытом, мамой, гаражом со старой машиной, библиотекой, научной работой. Не нужно будет менять свои привычки, втягивать живот, мучаться от ревности и ожидания измены, стараться соответствовать. Можно снова погрузиться в свое привычное унылое существование с редкими попойками и случайными женщинами, вспоминая свой последний промелькнувший август, и, быть может, испытывая к Светлане благодарность за то, что он был.