В январе 2013 года на портале “Русский репортёр” появилась наделавшая много шуму статья московской журналистики Ольги Андреевой. Скандал в благородном семействе вызвал ответ Яны Тоом на вопрос какой язык победит – русский или эстонский? Яна Игоревна ничтоже сумняшеся, и очевидно не от большого ума, ответила, что конечно же русский потому что эстонцы скоро вымрут. Она потом это отрицала, но информация уже ушла в народ. В результате этого скандала Яна Тоом снискала симпатии русского избирателя и вскоре была избрана депутатом Европарламента, по сути украв это место у куда более его заслуживающего интеллигентного и вдумчивого Михаила Стальнухина, автора 90 законопроектов в Рийгикогу. История не терпит сослагательного наклонения, однако, попади статья Ольги Андреевой до опубликования на редактуру к Тоом, возможно, русская община получила бы своего евродепутата в лице Михаила Стальнухина с помощником депутата Сергеем Середенко, а не малообразованную выскочку, которая преуспела только в самопиаре, но которая за 8,5 лет своего евродепутатства палец о палец не ударила для своих избирателей, а только воюет то с Белоруссией, то с Россией. Предлагаем вашему вниманию статью Ольги Андреевой, написанную спустя два года после упомянутой выше статьи.
Два года назад я написала репортаж “Эстонская болезнь” о закрытии русских гимназий в Эстонии. Выводы из текста следовали не утешительные, для Эстонии.
Ну, обычный репортаж. Сделанный по по канонам жанра. Пришёл – увидел – написал.
Эффект от репортажа нас потряс.
На следующий день после его выхода по эстонскому телевидению выступил министр обороны Эстонии. Призвал крепить ряды и не поддаваться на российскую пропаганду. Пострадали почти все эстонцы и русские, кто давал мне интервью. По Таллину ходили странные люди с опросными листами, в которых предлагалось придумать наказание для тех, кто говорил в моем репортаже. Среди вариантов была высылка из страны, политическая смерть и даже публичная казнь. Меня, Виталия Лейбина и в целом РР официально объявили врагами эстонского народа.
Мы потом долго думали, в чем причина такой реакции? Дело в том, что в своем тексте я не сказала абсолютно ничего такого, чего давно уже не сказала очень качественная эстонская аналитика. И потеря населения и низкие экономические показатели и истерический расизм и государственность, основанная на ненависти к России и русским – все это было давным давно известно. В чем была лично моя вина?
Тогда мы так и не поняли.
А теперь я поняла.
Это заслуга вовсе не моего сногсшибательного таланта политического разоблачителя. Я ни на минуточку не политолог.
Это заслуга жанра.
Что такое репортаж? Это картинка. Документальное кино. Лица, интонации, эмоции. Это то, с чем трудно спорить и чему трудно возражать. Потому что это реальность.
В эстонском медийном пространстве отлично развиты новостной жанр и аналитика. Но нет репортажа – вообще нет.
Когда аналитик считает цифры и формулирует свои выводы, сидя в кабинете, это одно. А кино, показанное с улицы или из школы – это совсем другое. Аналитическое доказательство всегда носит на себе печать умозрительности. С ним легко можно спорить такой же умозрительностью. Борьба разных умозрительностей – захватывающая вещь, но увы, совершенно бесплодная. В ней нельзя поставить точку.
А реальность – вещь окончательная и обжалованию не подлежит. Ей плевать на умозрительность. Она просто есть. Репортаж совершает над читателем самое страшное из возможных насилий – он выводит человека из безопасной зоны умозрительных рассуждений и бросает лицом в ослепительную грязь реальности. И с этим ничего не поделаешь. В реальности надо как-то реально жить. Это страшно пугает. Любая аналитика и публицистика – это что-то вроде обезболивающих средств против реальности, от которой очень тяжело и страшно. Вспомните 90-е. Первой жертвой Перестройки были два журналистских жанра – репортаж и очерк. Их заменили публицистика и аналитика.
Возвращение репортажа как жанра – это конец эпохи государственной реанимации. Это значит, что страна обрела мужество посмотреть правде в глаза. Увидеть живых людей и и услышать их живые голоса.
Собственно, дело не в Эстонии. А в том, как устроено человеческое восприятие вообще. Репортажная картинка – это куда больше чем просто черненькие буковки написанные на беленькой бумажке. Это наступление реальности на виртуальность. Уважайте репортаж. Бойтесь репортажа. Пишите репортажи/
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus