Государственный и административный надзор за выполнением языковых требований осуществляет Языковой департамент (ч. 1 ст. 30 Закона о языке).
При осуществлении государственного и административного надзора Департамент имеет право (ч. 1 ст. 31 Закона о языке):
– сделать работодателю предложение о прекращении трудового договора с работником или сделать предложение лицу, имеющему право на назначение в должность публичного служащего об освобождении публичного служащего от должности, если работник или публичный служащий не владеют эстонским языком на требуемом уровне;
– направить работника или публичного служащего, не отвечающего требованиям владения
эстонским языком, на уровневый экзамен;
Согласно ст. 37. Закона о языке неприменение работодателем к работнику требований к владению языком наказывается штрафом в размере до 800 евро. То же деяние, совершенное юридическим лицом, наказывается штрафом до 1300 евро.
Статья 36 Закона о языке устанавливает, что нарушение требований к использованию эстонского языка при обслуживании потребителя наказывается штрафом до 800 евро. То же деяние, совершенное юридическим лицом, наказывается штрафом в размере до 2600 евро.
В качестве примера можно привести случай, когда в одной аптеке, находящейся в русском районе города Таллина, языковой инспектор требовал уволить работника, у которого вместо категории С1 была категория В2. Таллинский административный суд счёл это требование обоснованным. При этом была написана слезливая простынь о том, что может случиться с эстонцем, который случайно забредёт в эту аптеку и ему продадут не то лекарство, что ему требуется. Но вот жизнь и здоровье русских людей никого не волнует. Требований на знание русского языка нет ни у аптекарей, ни у врачей. Русских эстонским судьям и депутатам парламента уже не жалко. Исходя из языковых требований к знанию эстонского языка и полного отсутствия их к знанию русского, в Нарве или другом русском городе может совершенно спокойно работать врач, не знающий ни слова по-русски и требующий от пациентов говорить с ним только по-эстонски.
Не случайно Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в своих Заключительных замечаниях по объединенным десятому и одиннадцатому периодическим докладам Эстонии назвал методы поощрения официального языка карательными.