Алла Березовская: Привет, опальный мой коллега Линдерман! Хотела бы хотя заочно с тобой пообщаться на тему: Есть ли жизнь после памятника? Сейчас в русских душах какая-то саднящая рана. Мы все как подранки. Кто виноват – этот вечный вопрос русской интеллигенции сейчас может быть, не так уж актуален. Сложнее вопрос – что делать?.. У тебя есть мысли на эту тему, которые в наших цензурных условиях ты мог бы и хотел бы донести до своих читателей?
Владимир Линдерман: Находясь в изоляции, трудно составить полную картину происходящего. Ограничусь мне известными фактами. Итак, 24 августа Комитет ООН по правам человека получил обращение от пяти жителей Латвии в связи с судьбой Памятника Освободителям Риги. Комитет зарегистрировал обращение под номером 4203/2022. 26 августа МИД Латвии получил решение Комитета ООН по правам человека об обеспечительных мерах “в отношении памятников, которые являются объектами этой коммуникации”. Говоря проще: Комитет призвал латвийские власти воздержаться от дальнейших работ по уничтожению памятников. Однако, МИД Латвии решение Комитета проигнорировал, работа продолжилась.
Алла Березовская: Ну это же уже далеко не первый случай, когда Латвия на все обращения и рекомендации, даже самых авторитетных международных институций, не обращает на них внимания, ссылаясь на необязательный характер их выполнения. И им все сходило с рук…
Владимир Линдерман: Один из авторов текста решения Комитета ООН по правам человека – профессор Сорбонны Станиславас Томас. Вот самое главное, на мой взгляд, из того, что он сообщил, цитирую: “Комитет считает своё решение юридически обязательным, а не рекомендательным. Согласно обеспечительным мерам, Латвия должна оставить 79-метровый обелиск лежать на земле в течение следующих трех лет, пока Комитет рассматривает дело по существу. Мы знаем, что Латвия занялась демонтажем обелиска в пятницу, субботу и воскресенье (т.е. уже после получения решения Комитета – В.Л.) Я считаю, что Комитет сочтёт это дополнительным нарушением прав человека. Если мы выиграем, то Латвию обяжут восстановить Памятник. Также Комитет назначит Специального Докладчика ООН за контролем исполнения решения“.
Алла Березовская: Володя, как ты считаешь, что-то ещё можно реально сделать, чтобы остановить уничтожение исторических памятников в Латвии?
Владимир Линдерман: Думаю, надо максимально широко распространить информацию о решении Комитета ООН по правам человека. Опираясь на решение Комитета настаивать всеми легальными способами на прекращении работ по уничтожению Памятника. Решение Комитета ООН может выполнять роль охранной грамоты. Было бы хорошо, пригласить в Латвию представителей Комитета ООН по правам человека для мониторинга ситуации на месте. Можно обратиться в Сейм Латвии с требованием провести парламентское расследование в отношении чиновников МИД, проигнорировавших решение Комитета ООН по правам человека. И, конечно, надо использовать решение Комитета для защиты памятников в Даугавпилсе и Резекне.
Кроме того, опираясь на решение Комитета, надо оспорить все репрессивные решения, вынесенные противникам сноса Памятника. Закон имеет обратную силу, если направлен на смягчение наказания…
____________________________
Ну что ж, можем сообщить нашему Рижскому политическому узнику Владимиру Линдерману, что по крайне мере, в Даугавпилсе это уже сделано. Депутаты гордумы от РСЛ подали подготовленное юристом партии Владимиром Бузаевым сообщение в Комитет по правам человека ООН с просьбой остановить действие закона о сносе памятников на территории города и направить правительству Латвии запрос о приостановке исполнения закона по всей стране до рассмотрения сообщения по существу. Как недавно подтвердил В. Бузаев, в Женеву отправились три полноценных иска от Двинска, Риги и Лиепаи. К Рижскому иску приложена его переписка с мэром Риги Стакисом по поводу выполнения решения ООН.
Справка
Комитет по правам человека ООН учреждён в рамках действия Международного пакта о гражданских и политических правах (Пакта),вступившего в силу в 1976-м. Он состоит из 18 экспертов, «обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Члены комитета занимаются надзором над исполнением обязательств, которые взяли на себя государства, подписавшие пакт, в частности рассматривают индивидуальные жалобы физических лиц, посчитавших, что государство нарушило их права и свободы. Латвия присоединилась к пакту в 1992 году.
Желающие поддержать наш сайт могут это сделать, переведя посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus