Письмо получено адресатом Еленой Григорьевой 01/12/22 и снабжено небольшими комментариями в скобках под ником Егмг.
***
Три сюжета про достоинство.
1) Прочитав домострой (так я перевожу kodukord) тюрьмы, поразился наглости — и осуждённые, и находящиеся под стражей объединены в один термин – «заключённые». Т.е. прощай, презумпция невиновности, раз ко мне относятся так же, как к уже осуждённому. Написал на эту и другие темы канцлеру юстиции (давно), через неделю услышал по телеку, что тот собирается поднять в парламенте вопрос достоинства взятых под стражу… Вот сколько можно кормить плагиаторов, а?
/Да, я полагаю, что за подобные указания на дыры в юриспруденции заключенному Середенко надо начислять гонорар. – егмг/
Теперь непосредственно про достоинство. По коридору предписано передвигаться, держа руки за спиной. Якобы сопровождающему охраннику так спокойней. Но я-то не осужден! С чего это я, невиновный весь из себя, буду ходить с руками за спиной? Особенно из камеры на крышу с боксами для прогулки, куда тебя никто не сопровождает? На выходе из камеры выводящий тебя обыскивает (прощай, достоинство!), а на крыше другой охранник тебя принимает и запирает в прогулочном боксе. Весь путь на крышу ты проделываешь один! Поэтому на требование (в спину!) сцепить руки за спиной я ответил так, как ответил: «Не хочу!» Охранник аж подавился: «не буду!», «да пошел ты!» и т. п. – привычно, а что делать с «не хочу»?
2) «Кормушка», т. е. откидная дверца в двери, чтобы просовывать туда поднос с едой, передавать письма, газеты и т. п., прорезано на уровне живота. Ну а смотровое окошко прорезано на уровне глаз. Оно закрывается заслонкой. Охранники, контакторы и т. п. люди в погонах желающие что-то сообщить или передать, дверь не открывают — открывают кормушку. Соответственно, чтобы увидеть говорящего, нужно поклониться в пояс и смотреть снизу вверх.
Я этого не делаю. Вот еще — кланяться! Поэтому, когда какой-то перец, открыв кормушку, заявил: «Я тебя не вижу!», я ему ответил тем же. И добавил: «Хочешь видеть — открывай смотровое окошко. Так и видеть, и слышать будешь». Ответ с той стороны прозвучал загадочно: «Ничего не получится!» «Это почему?» – поинтересовался я. «А я маленький».
Вот такой вот конфуз получился. Вроде бы свое достоинство охранял, а получилось так, что чужое задел. И такое бывает.
/Гуманизм — высшая добродетель, выше достоинства, впечатляет ваша рефлексия. – егмг/
3) В 1984 году я целых полтора месяца пробыл младшим сержантом на сборах. Ту военную науку я уже изрядно подзабыл за ненадобностью — а зря.
На вечерней проверке заходит новый охранник и требует, чтобы я убрал пульт с подоконника. Во время проверки телевизор должен быть выключен. Вот я и выключил, а пульт на подоконник положил.
– С чего бы это? – интересуюсь я.
– Это запрещено домостроем, – отвечает парень.
Домострой я читал, и про пульт на подоконнике там точно ничего нет. Так что паренек вежливо посылается на хрен с требованием указать конкретную статью домостроя про пульт, подоконник и ирригацию Узбекистана. Охранник набычился и буквально через полчаса после проверки объявился снова и зачитал пункт, по которому… нельзя занавешивать окно. За что был послан юристом Середенко далеко и надолго. Оба пообещали написать друг на друга жалобы, оба не написали. Я наказывал паренька тем, что демонстративно говорил с ним по-русски. А «демонстративно» потому, что со вторым охранником говорил по-эстонски. Про «категорию А» я уже писал. Через полгода «взыскания» я с него снял, и мы вполне мило общались.
/Маленькие радости законника-крючкотвора в одиночке:) И еще впечатляет, что у нас в стране оказывается есть место, где можно совершенно законно «демонстративно» говорить по-русски:) – егмг/
При чем тут сержантский опыт? А вспомнил я потом, как нас учили «ставить себя» перед отделением. Подошел к строю — обязательно сделай замечание, и не одно, а парочку. Ремень там подтянуть, пуговку застегнуть. Сразу надо обозначить, кто тут начальник. Ребят, видимо, тому же учат. Даже не «видимо» – точно. Так что на первые придирки новых охранников (а они постоянно меняются) я уже внимания не обращал. Работа такая. Вот только даже на такой работе тупить не надо. А то выдумал — пультом окно занавешивать…
/Респект, коллега, респект, на то и щука, чтобы караси пошевеливались:) Я чую, что вы улучшите тюремное дело в нашей стране радикально. Хотелось бы, конечно, чтобы поменьше они там пользовались вашим интеллектом, хватит уже…- егмг/
Спасибо всем вообще и Лене Григорьевой в частности за присланные номера телефонов. Рассказал Лене по телефону шутку про связанные её мамой носки — оказалось, что мама умерла год назад. И носки, связанные мне — последние в её жизни. И вот что тут скажешь?
/Да, я помню, что из моей первой посылки Сергею достались только мамины носки, все прочее ушло в некие закрома некой родины. Те, кстати, носки истерлись, Сергей попросил замену, а у меня осталась на руках только одна последняя пара, вязанная мамой. Это такой шедевр фиолетового мохера с некоторым добавлением люрекса. Ее-то я и отправила с оказией. Сергей сказал, что носки одним своим видом повышают его статус в узилище. Он их даже сам постирал и развесил на лесенке двухэтажной шконки. Входит охрана и уважительно-иронично осведомляется: «Что уже Рождественского Деда поджидаешь?» Вот такая трагикомическая история с мамиными носками, которые так тесно теперь вплетены в жизнетекст нашего узника…Вот что такое добрая память, мамины носки до сих пор греют не одни и не только ноги…- егмг/
***
«Украинского дневника», как такового, я не веду, но наблюдений, разумеется, масса. Совершенно не представляю, о чем сейчас говорят в Эстонии вольные люди.
/Вот вы не поверите, коллега, но вольные люди Эстонии говорят, как есть, только их никто не слушает. Культура отмены торжествует. Просто не слышат и никакой на них ответственности. – егмг/
***
С апелляцией пришлось напрячься — на неё даётся 15 дней, а одно решение читать — неделю! Но успел. А буквально через 2 дня получил постановление окружного суда, заседание назначено… на 9-е декабря, причём этого года. Т.е. через три недели после подачи апелляции. Перевода я раньше нового года не ждал, а принесли 31-го октября. Вопрос: куда они торопятся? У меня несколько версий, причём прямо противоположных, интересно было бы послушать ваши.
/К сожалению, все версии, высказанные по этому вопросу скорее негативные, хотят побыстрее формально отклонить апелляцию, увы… иного вывода просто не сделать. Но хотя бы сделают это открыто. – егмг/
***
Неужели ни у кого нет принтера? Лена Григорьева прислала мне обратно мою рукопись, чтобы я видел, что уже писал, но мне интереснее видеть ее в напечатанном виде и с вашими комментариями. Если, конечно, их можно доверить бумаге, хотя «закрытость» группы в наше время…
/Да вот с принтером незадача. Но вы, коллега, несколько лукавите, интересно ему было бы 😉 Ваш почерк пусть будет не только нашей проблемой 😉 Вы же юрист, а не врач, в конце концов, неужели в тюремном распорядке не выкроить времени для каллиграфических упражнений? Шучу. А вообще материальчик для архива копите, чем уникальнее документ, тем больше шансов у него остаться в вечности, а мы ведь с вами устремлены в вечность, нес па? – егмг/
В записях много заголовков. Например:
1) Зеленский подписал закон, запрещающий ведение переговоров с Россией.
2) Зеленский: Россию надо заставить вести переговоры.
3) Зеленский: Украина нашла в Херсоне свыше 400 военных преступлений…
А чо? Сезон…
/О, да, по сети давно уже гуляет шутка, что рептилоиды Альфа Центавра просили нам передать, что последние два сезона — вообще огонь…- егмг/
***
Да, забыл вот: заседание 9 декабря будет открытым, т. е. Приходите все, кому не лень. Перевод на русский будет обязательно — см. «категория А». Это Пярну мнт. 7, зал 222, начало в 9:30.
Сообщаю об этом в первую очередь, разумеется, из тщеславия (все граждане бандиты поразительно тщеславны, и это заразно), а, во-вторых, потому, что до сих пор нет ясности по поводу того, можно ли оглашать решение Харьюского уездного суда. Со слов защитника, который поинтересовался этим у судьи Астрид Аси, та запретила это делать. И вроде как даже письменно, но я этой переписки не видел. Теоретически же за это дело (разглашение!) может быть. новое уголовное дело. А 9 декабря коллегия окружного суда будет сама оглашать дело и содержание апелляции — моей и защитника. Так что на эту информацию, если не будет иных решений (я требовал в апелляции возможность опубликовать решение), можно будет потом сослаться, и чем больше зрителей-свидетелей, тем лучше. Да и просто посмотреть на вас — в радость.
И вот еще: от аудио и видео, а также фотосъемки с судом надо договариваться заранее. Причем не одно разрешение на всех, а на каждого. Спросите Мстислава — он в курсе, как это.
***
Есть парочка добротных идей документальных фильмов про тюрьму и преступность вообще. Одна неожиданная — мемуары сидельцев в Таллинской тюрьме о том, как они сидели… за границей. И какой там кайф… в тюрьмах. Вот, например, курение запрещено только в тюрьмах Эстонии и Великобритании, в остальных странах — можно.
/Вообще-то это пытка. Утверждаю как курильщик…- егмг/
Обсудил эту идею с психологом Лийзой — да, я тут раз в месяц встречаюсь с высокой блондинкой. Хорохорюсь и ерепенюсь. Деваха, хоть и молодая, но весьма дельная. Она, как услышала про эту тему, завелась чуть ли не с полоборота. Оказалось, что чуть ли не половина времени, которое зеки тратят на общение с ней, уходит как раз на сладкие воспоминания о том, как они сидели там… Так что материала действительно вдоволь. В эстонской проекции это Белый Пароход пророка Мальтсвета…
/Идея богатая. Подверстаем мемуары о сладкой жизни в заграничных тюрьмах к вашему жизнетексту и издадим, хм, в издании «Посев»:) Почему бы и нет:)? – егмг/
Тюрьма новая и никакого фольклора вокруг нее не сложилось. Своей фени у эстонцев нет вообще, да и от русских ее не слышно.
/Эх, оскудела креативным словотворчеством тюремная среда обитания…- егмг/
В русском — парни, пацаны, парняги, братва (редко), в эстонском — poisid.
Жду, когда дикторы на АК на русском начнут говорить Володымыр Зеленский. Потому что так правильно.
/Да, эстонский народ всегда был очень правильным. Это его и достоинство, и недостаток в зависимости от контекста. Увы, скажут, что так правильно, будут своих вольдемаров володимирами называть. Маленький народ, к сожалению, обречен на подобное послушание. Кроме Кубы, Вьетнама и Северной Кореи не знаю больше народов, сохранивших свое достоинство и честь думать и жить в своей стране по-своему наперекор всем огромным и сильным хищникам, ощетинившимся пушками во все стороны. Возможно, они неправильные с точки зрения всего остального вот этого правильного большинства, но ведь они имеют на это право? А почему они это право имеют? Потому что с оружием в руках отстояли это право в жестокой и изначально неравной борьбе. Богатыри, не мы…Но и среди нас есть герои. На этом замолкаю за очевидностью:)/
NB! Информация для желающих поддержать Сергея Середенко
Поддержать материально можно, перечислив посильную сумму на счёт его брата:
EE201010052000108005
Vladislav Seredenko
Адрес для писем: Sergei Seredenko, Tallinna vangla, Linnaaru tee 5, Soodevahe küla, Rae vald, 75322 Harjumaa, Estonia.
И главное, приходите на заседание суда в эту пятницу!