из цикла “Невыдуманные истории прошлого времени“
В то время в деревне о телефоне знали понаслышке. Хотя в кабинете председателя сельсовета повесили на стенке какой-то аппарат. Его никто не видел, потому, что председатель закрыл кабинет с телефоном наглухо. Сам перебрался в соседнюю комнату, жалуясь, что “никогда не знаешь, когда эта зараза забренчит, только людей пугает!” Но спустя какое-то время в сельсовет взяли секретаря и кабинет с телефоном открыли. А пока что, если надо было что передать на словах, посылали ребятишек.
Одним из таких посыльных был шестилетний Павлуша – он никогда не перевирал поручения, передавал всё точно. У сельчан «Павлушка» стало именем нарицательным. Если надо было сообщить о чём-то родственнице, живущей на другом конце улицы, говорили, что надо бы послать Павлушку. Или наоборот – о чём-то узнавали, значит, побывал Павлушка. Родители мальчика смирились и только просили, чтобы не засылали ребёнка на другие улицы. Когда поручений никаких не было, мальчик играл на улице с ребятишками. Иногда за услуги его угощали яблоком или куском пирога.
Сейчас Павлуша целеустремлённо шагал по улице, не откликаясь на призывы мальчишек поиграть. И когда пацаны незлобиво крикнули ему вслед: «Пашка-почтальон» он только досадливо отмахнулся локтем, припустив в беге. Тётя Настя поручила ему сбегать к бабе Александре и бабе Олесе, они жили рядом. И передать им, чтобы те шли к тёте Насте, притом срочно, не дожидаясь вечера!
Павлушка, запыхавшись, остановился перед Александрой и, безбожно шепелявя из-за отсутствия передних зубов, проговорил:
– Тётя Настя просила, чтобы вы шли к ней сейчас же, не ждали вечера. И чтобы взяли с собой Николая и всех, кто есть в хате!
Проговорив это, мальчик развернулся и побежал через дорогу к Олеське. Ей он передал такое же приглашение.
Старая Александра, зайдя в дом, крикнула:
– Катя, и ты, Николай! Собирайтесь! Сватья Настуня зовёт в гости. Прибегал Павлуша. Олеська со своими тоже идёт. Да оденьтесь покрасивше, не хуже других! Сапоги хромовые, Николай, натри ваксой, чтоб блестели, а я соберу кошёлку. Надо взять яиц, сала… Хвала Господу, дожили – есть что взять с собой в гости!
Николай, начищая до блеска сапоги, напомнил:
– Мама, не забудьте самогонки взять!
Александра сноровисто уложила всё в новенькую, сплетённую из камыша, кошёлку, из уголка которой торчало горлышко бутылки, повязала поверх повседневной юбки цветастый фартук и обратилась к дочери:
– Катя, достань из сундука белый цветастый платок! Ты ещё ни разу его не повязывала. Пусть люди видят, что мы тоже кое-что имеем.
Катерина быстро собралась. Белый, цветастый платок был ей действительно к лицу, и они все втроём вышли во двор. Олеська с двумя дочками, также празднично одетыми, ждала их на улице и сразу же задала вопрос:
– Сватья, а что за бал у Насти среди недели в среду? Может, день Ангела?
Александра была ближе для Насти, чем Олеська, поэтому авторитетно сказала:
– Чтобы там ни было, но если человек зовёт – так и пойдём. Посидим, попоём, повеселимся. Дождались наконец такого времени, когда можем себе это позволить!
Процессия торжественно направилась вдоль улицы. Александра и Олеська, не доверяя никому (чтобы не побили яйца), несли кошёлки с угощением. Две внучки Александры – Анютка и Еля пристроились сзади, стараясь соразмерять шаги со взрослыми. Настя жила недалеко, поэтому в скором времени остановились у её двора. Там уже стояла небольшая группа таких же разряженных гостей, у которых побывал Павлуша. Все вместе стали гадать, по какому поводу у Насти торжество. Никто ничего не знал. Николай по праву близкого родственника открыл калитку и повёл всех гостей во двор.
Из-за дома слышалось истошное блеяние козы. У Насти в хозяйстве, кроме кур и поросёнка, была коза, которая, по слухам, почему-то не давала молока. Гости остановились перед закрытой дверью, удивлённо посматривая друг на друга. В это время из-за угла выбежала раскрасневшаяся Настя, увидев пришедших, воскликнула:
– Ну, наконец-то! Животное уже голос сорвало – так бедное голосит! Идите быстрее да будем как-то тащить его из ямы! – потом, остановившись, окинула всех взглядом и удивлённо спросила:
– А чего это вы так вырядились, как на бал, а ты, Николай, ещё и сапоги хромовые обул? Как же ты в них в яму к Дуне полезешь?
Николай, единственный, кто на тот момент понял, в чём дело, ответил:
– Одно другому не мешает! Показывайте, тётя, куда упала ваша коза, сейчас вытащим! А женщины пускай стол накрывают, вот и будет вам бал!
Николай пошёл за дом, откуда слышался осипший голос козы, за ним последовали ещё несколько человек. С оставшимися Настя делилась горем.
Сын Андрей во время отпуска приехал на недельку к матери помочь по хозяйству ( Настя жила одна). Выкопал яму под силос на зиму. Когда уезжал – спешил и плохо её закрыл. Коза Дуня упала в яму и уже полдня, как кричит там. Надо же спасать бедное животное!
В это время коза, увидев обступивших яму людей. замолчала. В её глазах сквозила совершеннейшая тоска.
Николай деловито осматривал место происшествия – яма была глубокая, стенки крутые, вертикальные. Девочки Анюта и Еля опасливо подошли к краю ямы и бросили Дуне листья свёклы. Один листок накололся на рог, но коза не реагировала ни на что, хотя в её глазах появилось ожидание. Особенно после того, как Николай по лестнице спустился в яму. Старшая Анютка крикнула:
– Дядя Николай! Не загрязните сапоги, а то бабця будут ругаться!
Николай ступил на дно ямы, подошёл к козе, отцепил листок от рога, почесал козу между рог, отчего Дуня опять жалобно заблеяла. Потом осмотрелся и понял, что по лестнице животное не поднять. Немножко подумав, позвал сестру Катерину:
– Катю, подай-ка мне сюда горилки с пол стакана – здесь надо головой подумать!
Катерина, наклонившись над лестницей, подала ему стакан с выпивкой.
Николай выпил, скомандовал убрать лестницу, так как она не понадобится. Затем снять входную в сарай дверь, она лёгкая, и опустить наклонно, сюда, в яму.
Потом потребовал длинную верёвку, один конец которой привязал к ошейнику козы, а другой смотал в клубок и выбросил из ямы. Наверху верёвку подхватили и после того, как Николай подтолкнул козу на полого-лежащую дверь, стали осторожно подтягивать наверх. Дуня не сопротивлялась и вскоре застучала копытцами по дереву. А, когда почувствовала под ногами зелёную травку, рванула так, что верёвка осталась в руках спасателей, а сама Дуня оказалась в дальнем углу огорода…
Николай выбрался из ямы под громкие аплодисменты, став на сегодня героем дня. Тётя Настя расчувствовалась и тайком вытирая кончиком платка глаза, радостным голосом провозгласила:
– Дорогие гости, вот теперь не грех и чарочку выпить! Садитесь все за стол!
Сколоченный из грубых досок стол под старой яблоней был уже накрыт. Все расселись. Во главу стола посадили Николая и тётю Настю – бал начался. Первую рюмку выпили за спасение козы Дуни, вторую за хозяйку Настю, потом за Николая… Когда стали пить за гостей, кто-то из сидящих спросил:
– Настусю, сколько тебе даёт молока твоя коза?
Повисла неловкая пауза – все знали, что коза не давала ни капли молока. Настя, виновато потупив глаза, ответила:
– А разве скотину держат только из-за молока?
– Тётя, а действительно, зачем вы её держите? – на правах родственника спросил Николай.
Неожиданно за Настю вступилась её ближайшая соседка Евдокия. Ещё довольно моложавая и бойкая на язык женщина:
– Кому какое дело, что Настя держит козу? А что молока не даёт, так роздоить надо, может и даст. И потом – дарованному коню в зубы не заглядывают!
С последним доводом согласились все, потому как знали, что козу оставили соседи.
Полгода назад молодая супружеская пара приехала в село. Они купили домик по соседству с Настей. Приезжие мало общались с соседями, хотя Настя пыталась к ним захаживать. Но когда бы ни зашла, муж сидел за столом что-то писал, а жена пыталась управляться по дому – после городской квартиры это было сложно. Настя узнала, что у мужа больной желудок, врачи посоветовали деревенский воздух и козье молоко. Козу они привезли с собой, где её купили – неизвестно.
То ли не умели её доить, или же она вообще никогда не доилась, но молока городские жители от неё не попробовали ни разу. Полгода подышали свежим воздухом и уехали, под конец слёзно умоляя Настю принять в дар козу. На прощанье сказали, что козу звать Эсмеральда. Пришлось Насте принять дар, но выговорить это замысловатое имя она не могла. Получалось что-то непристойное, и Настя козу никак не называла. Была у Насти соседка и приятельница Дуня. С нею они всегда вместе завтракали. Однажды утром Настя крикнула через забор:
– Дуня! Картошка сварилась, иди завтракать!
Соседка пришла, но за ней стремглав принеслась с конца двора и коза. Сначала думали случайность, но коза упорно откликалась на “Дуню” и хозяйка стала её так называть. Чтобы сгладить неловкость, Настя стала называть соседку Евдокией. Евдокия сначала надулась, потом примирилась и даже приносила козе Дуне угощение в виде баранок.
Дуня была доброго, мягкого нрава. Вреда хозяйству не приносила. Привязалась к Насте и всегда за ней ходила по двору, чтобы та ни делала. Возраст козы никто не знал, да никому и не надо было.
Всё это пронеслось перед глазами Насти, пока гости за столом выпивали и решали дальнейшую судьбу Дуни. Двоюродный брат Насти дед Антон посоветовал отдать козу в колхоз, в так называемый “некондиционный загон”. Антон работал фуражиром на ферме. В его обязанность входило кормить этих самых «некондиционных животных». Их было немного – овца с облезлыми боками, которую на мясокомбинат не брали в силу преклонного возраста, хромой телёнок – ветеринар ещё надеялся поставить его на ноги и одноглазый козёл с одним обломанным рогом. И глаз и рог в своё время животное потеряло в драке. Определить возраст козла было трудно. Его шерсть торчала длинными, грязными клоками в разные стороны. На боках козла просвечивали проплешины. В этот загон козёл попал в силу драчливости. Последней каплей стало то, что он подстерегал школьников, когда те возвращались домой после уроков. Дед Антон дал козлу кличку – Михей. В отместку свату Михею, с которым постоянно ссорился.
Антон, закусывая огурцом очередную рюмку, категорически произнёс:
– Приводи, Настя, завтра с утра козу на ферму. Я с заведующим договорюсь. Зачем тебе кормить всю зиму скотину, которая не даёт молока? Да ещё и в яму падает! Хорошо, что мы все пришли, а одна чтобы ты делала? Козу твою никто не обидит, буду сам приглядывать.
На том и порешили. Настя согласилась, подумав про себя, что она может проведывать Дуню хоть каждый день!
Гости расходились по домам, каждый не преминув ещё раз напомнить хозяйке, что не стоит всю зиму кормить, не приносящую никакого дохода, скотину.
Назавтра коза Дуня оказалась в загоне на ферме.
Скучала без козы не только Настя, но и соседка Евдокия. Принесла баранок на случай, если пойдут проведывать Дуню. Но Настя хотела выдержать хотя бы неделю, чтобы не травмировать животное.
Через четыре дня, рано утром коза тыкалась рогами в калитку к Насте во двор. Дуня пришла домой. Настя, увидев животное, прослезилась, завела козу во двор. Встреча была радостной и бурной. Соседка Евдокия пришла с баранками.
– Никуда больше я её не поведу! Коза моя – и никто мне не указ! А яму я так закрыла, что даже мышь не проскочит. Как знала, что моя Дуня придёт!, – убеждала Настя неизвестно кого. Евдокия с нею полностью соглашалась.
Жизнь потекла в обычном русле. Но где-то через месяц Насте показалось, что коза приболела. Она всё время лежала, а бока как будто вздулись. Позвала ветеринара. После осмотра ветеринар ошеломил Настю диагнозом:
– Жди, хозяйка, приплода! Двое козлят будет у твоей Дуни. А сейчас давай ей побольше морковки и свеклы, чтоб витамины поступали в организм!
А ещё через пять месяцев Дуня разрешилась двумя прелестными козлятками. Один козлёнок по окрасу шерсти полностью повторял козла Михея. После того, как козлята перешли на свой корм, Настя стала доить козу. Молока было вдоволь, и она с гордостью угощала родственников.
Благодаря потомству козы Дуни в селе стало модным держать коз. Все вдруг вспомнили о полезности козьего молока.
По иронии судьбы Павлуша, окончив техникум связи, сделал карьеру, получив место начальника телефонной станции в районном городке.
Таллин, 2018
Балтика
Дорогие друзья! Нашему сайту нужна ваша поддержка. Желающие это сделать, могут перевести посильную сумму на счёт Правозащитного центра “Китеж”. Центр находится в списке льготников, поэтому с пожертвований возвращается подоходный налог.
MTÜ INIMÕIGUSTE KAITSE KESKUS KITEZH
EE332200221063236182
Пояснение: annetus