В поле зрения деда Егория эта белочка попала ещё летом. И выглядела она совсем иначе, чем в нынешнем ноябре: молодая шёрстка была ещё с пролысинками и преобладанием рыжего цвета. По разумению Егория, она заявилась проведать состояние неприкосновенного запаса еды на предстоящую зиму. К тому же кормушки, висящие на старой черёмухе, ещё пустовали. Синиц дед подкармливал из окна, выставляя чашку с семечками на внешний подоконник.
Ближе к осени Егорий обнаружил, что синиц стало меньше, чем в прошлые годы, а воробьёв соответственно, больше. То ли в период яйцекладки, весной были поздние заморозки, то ли воробьиное семейство легче пережило фокусы природы и вытеснило синиц.
По-прежнему Разведчица (смотри мой рассказ «Мои дворовые соседи») первой откликнулась на подачки деда и привела с собой немногочисленное теперь семейство. Куда-то пропали обе лазоревки. Но в прежнем составе демонстрировали свою прыть чёрные певчие дрозды. Сейчас они, как и в прошлые годы, составляют конкуренцию синичкам на подоконнике.
Так вот, в первую очередь белочка проведала наличие шишек на трёх елях, что растут супротив черёмухи. Ели хорошо плодоносят (если можно так сказать) уже несколько последних лет. А белочка была замечена ещё прошлой зимой. Найти какую-то систему в её явлениях на люди, не получается. Потому-как Егорий в прошлые времена не часто использовал пункт наблюдения у окна и предпочитал многие часы проводить на рыбалке, либо в лесах. Кстати, последние в этом сезоне лисички и белые грибы они с женой принесли совсем недавно — в начале ноября. Осень была влажной и тёплой.
Осенние «отсидки» у окна стали результатом резкого ухудшения дедова здоровья. Стали «отниматься» ноги, обострились сердечные проблемы. Всегда бойкий находчивый дед должен был найти замену рыбалке и хождениям на природу. Не мог он просто бездельничать. Эти качества, как показала жизнь, были свойственны людям старого поколения, что из прошлого века. Послевоенной закалки.
Занятие нашлось как бы само по себе. Сказалось увлечение долгие годы фото и кино съёмками. Окно маленькой, однокомнатной квартирки стало подлинным окном в природу!
Сколько же нового удаётся открывать практически ежедневно деду Егорию! Проделки «умнейших» ворон и сорок, привычки и развлечения синичек и воробьёв, весенние трели чёрных певчих дроздов. Появление верхом на кормушке как-то утром огромного серого ястреба объяснило причину разбросанных накануне по площадке птичьих пёрышек.
Самым крупным из пришельцев оказался вполне взрослый птенец большой морской чайки. Он подолгу простаивает под окном, ожидая очередной подачки от старого рыбака. И не прогадывает: у деда всегда в заначке есть мелкие, пойманные намедни, или ранее плотвички, ёршики, окушки. Получив мзду, убирается прочь.
В ноябре вернулась к кормушкам Белочка (теперь пишу, как имя собственное). Но теперь уже в новом -зимнем наряде: чистая, пушистая шёрстка. Поменялся оттенок окраса. Пропала «рыжинка», добавилось дымчатости. А движения остались прежними: резкие, прыткие дальние прыжки и ужимки. Как будто предупреждает набившихся в кормушку воробьёв, – остерегайтесь, мелкие! И воробышки почтительно держатся в сторонке.
Егорий заранее настроил видео и фото аппаратуру на штативах, на подоконнике. Ведь необычный ракурс случается таким кратковременным! Оператор-анималист должен быть готовым ко всяким неожиданностям. Так первая встреча с нашей Белочкой оказалась неудачной. Пока настраивалась аппаратура, она ускакала на свои ёлки.
Второе пришествие было встречено во всеоружии! Бросок деда от кухонного окна в комнату можно было назвать стремительным, если бы не подводили ноги. Заработала заранее настроенная аппаратура. Да и Белочка решила подарить Егорию замечательные мгновения!
Что только она не вытворяла! Прыгала вокруг кормушек с ветки на ветку, сползала с крышки вниз головой, выглядывала из кормушки, положив головку на лапки и свесив пушистый хвост — позировала! Подобрав остатки семечек, ещё раз обследовала всё вокруг, запрыгала по веткам к своему ёлочному складу.
У деда же получился отличный фильм с практически законченным сюжетом.
На днях появился новый сюжет. Рано утром объявился новый необычно яркий, как по внешнему виду, так и по редкости гость.
Пёстрому лесному дятлу пришёлся по вкусу кусок сала, что дед подвесил для синиц намедни. Жена первая заметила пришельца:
– Смотри, кто к нам сегодня пожаловал!
Егорий бросился к камере.
– Ах, какие кадры! – восклицал он, время от времени меняя
ракурсы съёмки.
Этот гость тоже не разочаровал по части трюков. Оторвав значительный кусище сала, перелетел на ветку, вытер длинный нос, затем решил попробовать семечек в кормушке, перелетел, забрался во внутрь, повозился там некоторое время и убрался восвояси.
К кадрам с дятлом Егорий решил для сравнения добавить, ранее снятые кадры, как кормушки и кормовые шарики с салом атакуют «умнейшие» вороны и сороки. Эти поучительные кадры говорят о характерном для этих птиц « высоком интеллекте».
Эксперименты Егория с кормушками не остались незамеченными соседями. Некоторые из ни тоже повесили что-то подобное напротив своих окон.
На четвёртом этаже, как раз над черёмухами, в одном из окон, тоже есть кормушка. Живет за тем окном девушка-инвалид. В её семье тоже любят птиц и подкармливают их. Частыми гостями стали не только синички, воробьи и голуби, но чёрные дрозды, яркие зяблики. Наша Белочка, забираясь по шершавой стене дома, освоила и их участок, радуя девушку…
Соприкосновения с живой природой позволяют как-то преодолевать трудности, придают новые жизненные силы. А человеку творческому, коим и является дед Егорий, дают возможность почувствовать себя ещё чем-то полезным обществу…
Таллин
Балтика