Раскол среди центристов стал темой 50-го выпуска Radio Narva 24 июля этого года. На эту тему и рассуждает известный политик, в прошлом сам центрист, Михаил Стальнухин. Источник: Раскол среди центристов | Radio Narva | 50 – YouTube
Читателям предлагается с небольшими сокращениями (удалены фрагменты, не имеющие отношения к теме разговора) стенографический текст беседы, записанной 14 июля.
***
Ведущий: Добрый день! В эфире радио Нарва. У нас в гостях Михаил Стальнухин.
Михаил Стальнухин: Добрый день!
Ведущий: Михаил, пока Вы отдыхали, у нас в Эстонии происходят кое-какие интересные события. Одно из них – ситуация, которая сложилась в Центристской партии. Она превратилась в определённое внутреннее противостояние. Уже озвучены планы нового конгресса. Ратас сказал, что не будет претендовать на место руководителя партии. Уже озвучено… то, что есть два претендента. Это – Михаил Кылварт и Танель Кийк – бывший министр здравоохранения.
М.С.: Социальных дел.
Ведущий: Да, социальный министр. Так как Вы были активным членом Центристской партии, естественно, хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу.
М.С.: К сожалению, пророком мне здесь быть не получится. Когда эту новость услышал, находясь в Португалии, я своему другу и товарищу сказал: сейчас ты увидишь, как начнётся борьба за место проведения съезда. Потому что в партии совершенно очевидны две группировки, два крыла, не правая и левая, не консерваторы и либералы, демократы и ещё кто-нибудь, а русские и эстонцы. Так вот проходит эта линия. И Ратас будет помогать своему… как это назвать… нет, пожалуй такого вежливого слова я не найду, ну, в общем, своему помощнику по жизни Танелю Кийку. Кылварт расчитывает на поддержку всех тех, кто составляет сейчас большинство в правлении партии. Это таллинские… Яна Тоом, Белобровцев, Свет… Владимир, кажется, то есть, такая верхушка. И у них там почти равная ситуация в правлении – 9 :7.
Ведущий: 10:7.
М.С.: Поскольку все они единогласно голосовали за исключение меня из партии, причём среди всей этой шараги был только один человек, который чуть раньше меня вступил в Центристскую партию, то есть, все пришли позже… Я сказал про Каю Каллас и её правительство то, что я думал. Ну, помните, меньше года назад всё это произошло. (Сразу. С началом скандала, вызванного решением правительства о произведённой с нарушением закона ликвидации «красных памятников» в Нарве, включая памятник – советский танк 34, Михаил Стальнухин назвал это деяние правительства фашистским и нацистским. См.: Димитрий Кленский: “Истерия вокруг Михаила Стальнухина объяснима только одним – он ПРАВ!” – Доколе? (dokole.eu).– примечание публикатора). И они, эти, в том числе вот эти кылварты и прочие светы, они принял и решение, там и Яна Тоом и всё такое, исключить меня из партии. Я им давно мешал, вот избавились (вздыхает).
Поэтому я сейчас могу излагать совершенно открыто, как оно есть. Значит, решения партийные, основные, принимаются правлением.
Если у вас уже есть там какие-то группировки, то очень важно, чтобы при голосовании за вами было большинство. Для этого, что надо? Во-первых, чтобы съезд проходил в правильном месте. Если съезд проходит в Таллине, то Кылварт и его компания могут обеспечить практически стопроцентную явку своих депутатов, участников съезда, таллинских. Там и Харьюмаа с Ида-Вирумаа подтянутся. Здесь уже работа идёт вовсю. Расчёт на их поддержку.
Я сказал это товарищу в Португалии – сейчас ты увидишь борьбу за место проведения съезда, потому что Ратас будет заинтересован в том, чтобы провести его, как можно дальше от Таллина. Я, к сожалению, не успел свой прогноз высказать… Вы (М.С. обращается к ведущему – примечание публикатора) мне вчера сказали, что они там уже имеют инициативу проведения в Пылва… Решать-то это будет всё-равно правление, так что суету вокруг места проведения конгресса мы ещё увидим.
Дальше начинается следующее… Были 90-е годы, когда был один авторитет – Эдгар Сависаар. Когда он видел что-то перспективное, думающее и для партии полезное и нужное, он не стесняясь говорил: ребята, вы этого человека не знаете, но я вам говорю, что он может хорошо поработать в правлении партии. Так было со мной. Я вступил в партию, уже не помню в каком году, в 96-м, кажется, а в 97-м был съезд, по-моему, мы его проводили в Вильянди. И на этом съезде, Эдгар так и поступил, чётко обозначил: вот это – люди новые, вы их не знаете, но уверяю вас, они партии нужны. Это имело какую-то знаковую роль. Я тогда стал членом правления и когда он ещё раз почувствовал необходимость моего присутствия, я там спустя, через один созыв, один съезд, ещё раз стал членом правления.
Такого атворитета в партии больше нет. Если бы Ратас начал кандидировать на роль председателя после того, когда он фактически привёл партию к развалу, привёл к катастрофе на выборах в Рийгикогу, когда потеряно десять мандатов, то есть, что-то просто неописуемое, когда он полностью потерял с его высказываниями поддержку русскоязычного населения, было бы странно, если бы он начал претендовать.
Значит, есть два претендента. Как будут прниматься решения, зависеть будет не от Кылварта или Кийка, а от правления, а поэтому в правлении им надо набрать большинство. И эта система работает следующим образом. Тот у кого есть достаточно знакомств и достаточно этих возможностей, они встречаются. Два таких человека, и разговор идёт примерно так: от тебя придёт на съезд 30 человек, от меня – 28. Практически одинаково – давай, договоримся: твои голоса голосуют, в том числе за меня, а мои голосуют за тебя. То есть выбирается правление из, грубо говоря, там, 17 человек… цифры тут не имеют никакого значения. Но у каждого делегата съезда голосов на выборах правления может оказаться, ну, например, 12. То есть, не 17, а 12. И очень важно так договориться. И такие договорённости начались уже в нулевые годы. То есть, почему я дальше уже (при том, что нарвская организация меня регулярно выдвигала), никогда не проходил. Я ни с кем не договаривался. У меня было такое наивное представление о том, что у людей есть понимание – кто работает, кто выступает, кто работает именно на партию, кто полезен партии. Ну, срабатывало… всегда вот это – приезжала на съезд какая-нибудь небольшая организация… И обычно это проходит так, что тот, кто организует поездку на съезд, он организует транспорт и он подбирает людей. А, если квота – один из семи, это значит, что у него есть чётко возможность… Ну, какой он руководитель округа, если не может выбрать именно своих друзей или тех людей, которые ему чем-то обязаны и слушают его. И выдаётся список – вот за этот и надо проголосовать. Умные люди обычно говорят, вот из двеннадцати десять – за этих, ещё два голоса – тому, кому сам захочешь, тому отдашь, кто тебе нравится.
После этого происходит съезд, на котором происходит голосование и потом смотришь на таблицу и видишь очередной договорняк. И сейчас тоже будет интересная интрига – у кого больше возможностей договориться между собой. То есть, понятно, что таллинские договорятся между собой однозначно – все округа там, их – три, по-моему, что ли. Постараются взять под себя ида-вирумааских – здесь три тоже округа. Хватит ли этих голосов – это другой вопрос.
Так что по словам того же Белобровцева, я случайно видел с полгода назад одно его интервью, где он постоянно говорит, что центристская партия превращается в нишевую организацию, то есть, в ничто по нашим меркам. Это, как «Рахвалийт» (партия Rahvaliit – примечание публикатора) перед тем, как он слился с социал-демократами. И, скорее всего, центристов ждёт та же судьба. И скорее всего, учитывая объективную реальность, то есть, что говорят эти люди, произойдёт большой серьёзный раскол и дальше, или появятся самостоятельные организации или начнут происходить какие-то слияния с другими партиями.
Но пока вот съезд впереди. И к нему уже готовятся, уже ездят по округам, проводят встречи… Или кто-то председателя квартирного товарищества никто не видел год, а тут его вдруг хватают за рукав, заглядывая в глазки с душевным теплом рассказывають о том, что он (кандидат, претендент – примечание публикатора) сделал хорошего. Это – верный признак: скоро будет отчётно-перевыборное собрание и он рассчитывает на то, что вы его выберете снова…
Ведущий: Исходя из информации, которая есть, проведение съезда планируется 19 августа. Практически год прошёл.
М.С.: Да, хоть с сорокового. Меня это уже нимало не волнует. Я вижу, как партия, у которой когда-то была цель, идеология, был характер, была сила и уверенность в своей моральной правоте, превращается в нечто аморфное, полную дрянь – это, как растаявшее мороженое: липко, противно невкусно и уже даже не мороженое…
Ведущий: Ну, что ж, возможна смена поколений какая-то. Мы говорили с вами когда-то об этом.
М.С.: Не будет никакой смены поколений, так как уже подросло молодое, зубастое поколение и оно уже сейчас находится при должностях или было в недавнем прошлом при серьёзных должностях и хочет к ним вернуться. Они будут когтями и с зубами выцарапывать себе эту возможность… ну, это – Кийк, Свет, там… они же молодые , они сравнительно молодые люди и до того, как они поменяются, они перепортят ещё кучу народа. Так что (усмехается) лично у меня это вызывает сожаление о бесцельно прожитых десятилетиях… Так получается, что бесцельных – рано или поздно всё кончается пшиком. Центристская партия тому пример. Значит, я думаю сейчас это всё носит достаточно формальный характер.
Сейчас за всем тем, что будет, ну, предположим, 19 августа происходить, там стоит один вопрос: кто будет пользоваться возможностями партии – они, несмотря ни на что, у центристов есть. И получит поддержку партии в полном объёме на выборах в Европарламент,который по-моему…
Ведущий: … в мае следующего года, если не ошибаюсь.
М.С.: Да-да-да. Потому что это – очень серьёзно. И судя по всему эта коммуникация развернётся между Яной Тоом, которой двух сроков мало, она хочет стать уже закоренелой евродепутаткой и Юри Ратасом. И для того, чтобы заручиться этой поддержкой партии, они будут изо всех сил… сейчас они поедут по округам и будут везде рассказывать – Ратас о том, какой Кийк активный и умный, а Тоом – будет тоже самое вещать про Кылварта. То есть, для самой верхушки партии и председателя нынешнего и части правления это имеет очень существенное значение. Поэтому вот этот съезд…
Ведущий: Ну, что ж, Михаил, спасибо вам за это мнение. Мы не во всём может с Вами соглашаемся, но на то и есть демократия (усмехается)… Большое спасибо. Всего хорошего.
М.С.: До свидания.
***
Комментарии к этой беседе на портале Radio Narva:
@Demira76 “Липко, противно, невкусно и уже даже не мороженое”(с) Прекрасное резюме! Следует набраться мужества и признать закат былого.
@user-nd4xm6ei6y Все началось, когда слили Сависаара. Особенно раздражала мартышка Юфирева. Носорог ее в люди вывел, а она нож в спину. Вот Иванова поступила достойно, не стала в этом цирке участвовать.
@yurytonevitskiy Яну в мусорку
Публикатор Димитрий Кленский
Таллин, 29 июля 2023.