Есть у нас такое еженедельное издание Maaleht, рискну предположить, исходя из специфики его материалов, что среди подписчиков, жителей сельской местности и небольших населенных пунктов больше, чем у других общегосударственных изданий.
Редакция Maaleht разместила 19-го апреля опрос, чтобы выяснить, что читатели думают про инициативу бывшего президента Эстонии (2006–2016) Тоомаса Хендрика Ильвеса, ввести запрет на въезд в Евросоюз для всех граждан России.
Ильвес личность примечательная по-своему. Из семьи эмигрантов, если угодно беженцев. Родители бежали в Швецию в 1944 году. Будущий президент Эстонии родился в 1953 году, а в 1957 семья перебралась из Швеции в США. Там это выросло и выучилось. Карьера у него была не особо примечательная, пока он не оказался в 1984 в штате радио Свободная Европа и в 1988 году стал директором эстонской редакции. Не могу предоставить факты, но с очень большой вероятностью тогда он начал сотрудничать с американскими спецслужбами. А вот что является уже фактом, так это то, что работник его уровня радиостанции, финансировавшейся США, входил в своеобразную номенклатуру.
Когда Ильвеса телепортировали в 1993 году в эстонскую политику, он стал типичным представителем номенклатуры формирующегося «вашингтонского обкома». В Эстонии он сделал головокружительную карьеру: должности посла, министра иностранных дел, всякие-разные парламенты, венцом его карьеры стала должность президента ЭР. Весь этот период он у меня регулярно вызывал изумление, исключительная самоуверенность. Он временами нес такую ахинею, что у меня уши в трубочку сворачивались, в основном это касалось эстонских реалий советского периода. Методички, усвоенные за годы работы на радиостанции, занимавшейся подрывной информационной деятельностью, мягко говоря несколько противоречили тому, что мне приходилось видеть и слышать, проживая в ЭССР. Ильвес безо всяких сомнений кондовый русофоб. Даже этот его последний высер в Твиттере, наделавший столько шума, говорит о многом. Если бы кто-то на «западе» позволил себе что-то подобное в адрес негров, ЛГБТ или евреев, ему бы устроили публичное аутодафе со сжиганием на костре и забиванием камнями. Лан, про русских можно. Политкорректность не должна применяться в связи с «этими людьми» из «страны-изгоя». В этом весь «запад» – лицемерный и «многоликий», Янус нервно курит в сторонке.
По моей оценке самым значительным достижением Ильвеса, за все годы участия в эстонской политике, является скандал с хутором Эрма (Ärma talu).
Есть у нас такая организация Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS). Помимо всего прочего, Фонд занимается распределением средств из структурных фондов ЕС. В частности, выделялись средства на развитие туристического бизнеса. Ильвес во время реституции получил в собственность хутор Ärma, с постройками и 80 гектар земельки. Эвелин Ильвес, которая в те годы была супругой Тоомаса Хендрика, решила привести хутор в порядок, а потом ей в голову пришла идея устроить там «туристический хутор». В 2005 года она создала компанию Ermamaa OÜ, хутор был взят на баланс. В марте 2006 года EAS выделил Ermamaa OÜ денег в эквиваленте 190 000 евро. Самофинансирование проекта «туристического хутора» составляло 50%, т.е. общая стоимость проекта была 380 000 евро, большие деньги по тем временам. Кто имел дело с EAS имеет представление, каково это получить финансирование, жесточайшие требования, в том числе к отчетности. Важнейшим вопросом является целевое использование. Если хутор туристический, значит он и должен быть таковым. Ах, да, деньги, выделяемые EAS на такие проекты состоят на 75% из европейских денег, а на 25% денег эстонского бюджета. Т.е. отчетность проверяется не только местными служащими EAS, но и европейскими бюрократами.
В сентябре 2006 Ильвес стал президентом Эстонии, я этот процесс не могу называть выборами, уж простите. И вот, типа возникла загогулина. Этот, кристальной честности человек, очень хотел навещать свое «родовое гнездо», а это означало, что оттуда надо выгонять всех постояльцев, если таковые там будут иметься и учинять полный контроль безопасности перед приездом презика. Отказаться от посещения Хутора на время своего президентства он не мог. Следовательно, хутор не мог использоваться как туристический. Родилась гениальная схема, канцелярия Президента арендовала у фирмы жены Президента этот хутор. О стоимости аренды история умалчивает, сие есть тайна за семью печатями. Ясно одно, содержание всей этой байды легло на эстонский бюджет. Нет, он там не жил, далековато от Таллина Хутор находится, почти 200 км. Он там, временами гостей принимал.
В октябре 2016 сразу после «назначения» нового Президента Эстонии разгорелся скандал. Выяснилось, что уже в 2012 году EAS тишком-молчком порешал вопрос с чепком Ermamaa OÜ и обязал вернуть 10% от выделенной субсидии. Это при том, что ВСЕХ, кто получал субсидию, но не соблюдал условия целевого расходования средств, не мог доказать, что объект является туристическим, обязывали возвращать 100% субсидии. Конечно сразу началось блеяние, типа не было никакого политического давления, это вообще тут не при чем, это важнейший объект для эстонской государственности, ибо там сам Тоомас Хендрик принимал официальных и неофициальных гостей, бла-бла-бла. Еврокомиссию этот эстонский хуторской юмор не развеселил, она показала нам большой и жирный, хм… кукиш и от Эстонии потребовали возврата средств, что и было сделано за счет эстонского бюджета – 128 515 евро, как с куста. В промежутке, Ильвес успел развестись с Эвелин и получить «обратно» свой хуторок, обустроенный и содержащийся на деньги налогоплательщиков Эстонии. Казалось бы, ни в какие ворота, со стыда сгореть должен. Фиг там. Ему этого показалось мало. Вот копи-пейст статьи от 18.08.2017, спустя почти год после того скандала.
«В первом полугодии государство потратило на содержание принадлежащего экс-президенту Эстонии Тоомасу Хендрику Ильвесу хутора Эрма 7383 евро, хотя Ильвес там даже не живет.
Львиная доля этой суммы — 4819 евро или в среднем 803 евро в месяц, ушла на оплату электроэнергии, за отопление было заплачено 1305 евро, за обслуживание и охрану — 1002 евро и за ремонт инвентаря — 255 евро, пишет в пятницу издание Õhtuleht.
Кроме того, государство в течение полугода выплатило еще 5652 евро за транспортное средство экс-президента.
Закон о должностных компенсациях президента Эстонии предусматривает, что по истечении срока его полномочий государство оплачивает экс-президенту разумные расходы на представительские или рабочие помещения либо расходы, связанные с уходом за его местом жительства.
Советник Ильвеса дал следующее пояснение в ответ на запрос издания: “Хутор Эрма президента Ильвеса — это дом его семьи, в котором в период его временного отсутствия (в Эстонии) находятся его дети, а также осуществляется приведение в порядок архива и библиотеки президента”.
В этом году Ильвес один раз побывал в Эстонии, остановившись в это время в Эрма. На хуторе провел свой летний отпуск сын экс-президента — Луукас Кристьян Ильвес»
Может мы и сегодня оплачиваем все это? Скорее всего да. У него еще жилплощадь имеется, в Таллине тоже.
Думаете я просто так отвлекся? Нет, это имеет прямое отношение к опросу.
Итак вопрос: Как вы относитесь к идее Тоомаса Хендрика Ильвеса о прекращении выдачи европейских виз гражданам России, за исключением необходимости поездки по семейных обстоятельствам?
Это правильная идея в нынешней ситуации, поддерживаю – 38,2%
Запрет мог бы распространяться только на российских госслужащих, а не на простых людей – 18,5%
Может быть введен запрет на поездки, но экономические связи и грузовые перевозки с Россией должны продолжаться – 8,6%
Против, из этого запрета не получится ничего хорошего – 23,2%
Напротив, между Россией и странами ЕС следует ввести безвизовый режим – 11,6%

Получается, Тоомас Хендрик Альхен-Ильвес отрыгнул в общественное пространство. Ему это действо ничем не грозит, не пропадет. Старшие товарищи из госдепа пропасть не дадут, эстонский налогоплательщик содержит этого видного государственного деятеля тоже, ряд компаний, подвизающихся в цифровой сфере, готовы его ввести в советы и правления и платить-платить-платить. У этого циничного мерзавца, конечно никакой он не застенчивый Альхен, все будет хорошо.
Мне очень интересна мотивация 40+% читателей Maaleht. Что должна подсказывать крестьянская смекалка? Российские туристы тратили немало денег в Эстонии, не раз читал исследования, их средний чек больше, чем у туристов из других стран. Это все деньги, которые шли в «общепит», туристический бизнес, торговлю, благодаря этим деньгам все мы жили чуть лучше. Или они реально боятся, что эти русские приедут взорвут и отравят их, к ебене-меме, бедненьких. У меня есть предположение, может они не сами голосовали, а обитатели среднестатистического эстонского хлева или свинарника на кнопку жали? Альтернативно, это уже не хуторская ограниченность, этот подход на уровне осмысления действительности пещерным человеком, может быть я и обижаю пещерных предков Homo sapiens. Есть и третий вариант, что-то про ценности, но тут еще больше противоречий получается)))
Если сложилось впечатление, что я не приемлю точку зрения, отличную от моей, нет, это не так. Я всегда рад иной точке зрения. Обоснованной. А не основанной на вариациях ксенофобии, бессмысленной и беспощадной.