Во время нынешней предвыборной кампании в очередной раз муссировалась тема уничтожения или сохранения дошкольного и школьного образования на русском языке.
На самом деле вопрос в среднесрочной перспективе уже решенный – ликвидация, хотя бы потому, что учителей, способных качественно преподавать предметы на русском языке сравнительно скоро не будет.
Эстонское правящее сословие совершает непоправимую ошибку, лишая нашу страну конкурентных преимуществ, которые дает культурное и языковое многообразие. Каждый язык это вселенная, это особый способ мышления, восприятия и описания действительности. Русский и эстонский языки настолько разные, что носители, зачастую, будут решать задачи различными способами. Приходя в итоге к решению, но разными путями. Идеалом для нашей страны было бы двуязычие или полутороязычие, с достойным уровнем владения еще двумя-тремя языками. Ан нет, выбрали единообразие и ассимиляцию.
Я могу сегодня констатировать удручающий, на мой взгляд, итог программ языкового погружения. В чем задача системы образования? Да, научить учиться. Но и давать знания тоже. Язык это просто инструмент. У меня складывается впечатление, что наши системы языкового погружения поставили во главу угла изучение инструмента в ущерб знаниям предметов. На выходе лучшее знание эстонского языка, но худшее знание и понимание предметов.
Я помню свой депрессняк, когда я смотрел в учебники географии и истории. Моего словарного запаса было достаточно, чтобы понимать смысл, но далеко не все слова, просто потому, что это не мой родной язык. При этом мои базовые знания предмета значительно облегчали мне задачу. А как обстоят дела с учениками 4-6 класса языкового погружения? Жуть.
Можно через пару поколений решить задачу достижения единообразия. Зачем? Что в этом хорошего?
Я носитель русского, получил образование на русском. Я осознаю этот мир через русский язык. Именно этот уровень осознания позволяет мне при достаточно необходимом знании эстонского и/или английского встраиваться в рабочие системы с различным преобладающим языком. В данном случае язык это инструмент коммуникации, значительно важнее твоя квалификация или способность мыслить, завязанная на твой родной язык, его системы. Я учусь каждый день и это нормально. Именно мой язык сделал из меня то, что я есть. Не проблема узнать и понять, что такое какое-нибудь Poka-Yoke.
Просто в качестве примера. В Эстонии множество высококлассных программистов, выдающиеся программеры есть в России или Украине, вроде бы и в Индии, хотя злые языки и болтают всякое.
В основе успехов лежит математическая школа. При этом для меня аксиома – база, это знания и понимание. Знания нескольких языков создают в мозге такие новые нейронные связи, которые позволяют решать нетривиальные задачи путем, до которых не может додуматься человек, знающий полтора языка. Сейчас не про гениев.
Вывод. Каждый из эстонских политиков, пропагандирующих языковое единообразие, преступник. Он лишает нашу страну и народ будущего. Я таких искренне и от всей души ненавижу.
Именно так! Эстонизация русского образования – это преступление, которое сродни нацизму.
NB! Эти русофобствующие преступники учились под “советским игом” на своём родном языке, то есть “русские оккупанты” позволили эстонцам остаться эстонцами, сохранить себя, как нацию. А местные русские принимают это унижение, как должное и необходимость, соблазняясь прелестями общества потребления. Да что там – пекущаяся о “Русском мире” Москва смирилась с этим, время от времени выкрикивая, что “Россия своих не бросает”.